Анвар Шамузафаров: Эффективность саморегулирования стимулируется за счет финансовой и репутационной ответственности
На федеральном уровне в последнее время звучат тезисы о том, что институт саморегулирования себя изжил, а вице-премьер Дмитрий Козак не так давно вообще заявил, что он так и не состоялся. Региональные чиновники говорят о замене СРО системой лицензирования.
Общественный совет по развитию саморегулирования предлагает познакомиться с мнением вице-президента НОПРИЗ Анвара Шамузафарова о том, заслуживает ли, как считают некоторые участники отрасли, система СРО второй шанс, и нужна ли она вообще:
- Саморегулирование фактически стало базисом для создания системы технического регулирования отрасли. Так, институтом саморегулирования профинансирована разработка более половины актуализированных нормативов.
Очевидный факт: эффективность института саморегулирования должна быть априори выше, чем государственное управление, в том числе и за счет финансовой и репутационной ответственности. На практике, к сожалению, все выглядит не столь впечатляюще, как хотелось бы, и состоит в основном из набора сдерживающих, а не продвигающих факторов.
Это и отсутствие сформированной деловой репутации института саморегулирования, незавершённость процессов становления новых полномочий национальных объединений, отсутствие «обязательного» саморегулирования в области строительного контроля, экспертизы, комплексной малоэтажной застройки, а также исполнения функций заказчиков строительства. Не сформирован баланс прав и ответственности саморегулируемых организаций, а система обеспечения материальной ответственности в имеющемся виде пока еще далека от совершенства.
Вектор направления для решения перечисленных задач понятен: повышение эффективности саморегулирования, введение квалификационных требований к руководителям СРО (профессиональное образование, практический стаж и приобретение компетенций в процессе дополнительного обучения). Создание качественной системы аттестации бакалавров и магистров и допуск их на рынок в качестве архитекторов и инженеров, передача в институт саморегулирования полномочий по системам аттестации, подготовки рабочих кадров, контроля (стройнадзор, экспертиза), регулирования (техническое регулирование, стандартизация и ценообразование).
Экономические расчеты показывают, что системное и последовательное внедрение самоокупаемости, самофинансирования, самоуправления, саморегулирования и я добавил бы еще – самоответственности общества за эти процессы позволит нам обеспечить высокие темпы развития строительной отрасли.
По материалам Федерального отраслевого портала «РСК»