lushin 250 auto jpgНепродуманные последствия регионализации: порождение спроса на покупку целых СРО и объединение СРО региона в единые структуры

Павел Лушин, эксперт Общественного Совета, заместитель исполнительного директора  СРО «Межрегиональное объединение строительных компаний», рассматривая 372-ФЗ в разрезе последствий его влияния на строительный рынок, продолжает изучать региональный принцип формирования строительных СРО, отмечая не до конца проработанные нормы.

Так, Павел Анатольевич отмечает, что из-за упущенных законодателем моментов сам рынок претерпит значительные изменения, причем не всегда положительные.

Переход СРО в другие регионы и укрупнение СРО в регионах

Услышав о реализации регионального принципа в строительстве, многие региональные СРО, организованные при местных администрациях, заметно оживились. Действительно, зачем делать что-то для членов, пытаться помогать им, если можно будет получить все строительные организации региона даром и руководить ими в излюбленной многими местно-царьковой манере. Ведь не случайно же раньше строительные компании шли в любые СРО других регионов, лишь бы не вступать в свои, местные.

И вот когда многие уже начали подсчитывать прирост количества членов и компенсационного фонда, неожиданно выяснилось, что где-то зарегистрировано более 1 СРО, которые никуда не собираются переводиться из региона, и членов (а зачастую – и компфондов) у которых больше, чем у тех самых, единственно правильных. А еще появились случаи, когда в регион, где изначально была зарегистрирована только одна СРО, перерегистрируется саморегулируемая организация из другого региона.

Все это не могло остаться незамеченным местными властями. И сейчас мы можем вживую наблюдать первые попытки объединения СРО по инициативе властей и заинтересованных представителей крупного бизнеса на примере Воронежской области. Наверняка подобные попытки будут предприняты и в других регионах – ведь согласно ч.8 ст.3.3. Федерального закона от 29.12.2004 №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» в срок до 01.03.2017 саморегулируемые организации могут реорганизоваться в форме присоединения без утраты статуса.

Формирование рынка СРО

Еще одно неожиданное следствие принципа регионализации – формирование рынка купли-продажи саморегулируемых организаций. Данное явление существовало и до вступления в силу 372-ФЗ, однако оно не имело такого размаха, и было связано с необходимостью диверсифицировать риски для крупных групп СРО в условиях фактического запрета на регистрацию новых саморегулируемых организаций.

С вступлением в силу 372-ФЗ межрегиональные группы, которые ранее концентрировались в своем регионе, где им было проще решать вопросы со всевозможными контролирующими органами и регулятором, оказались в ситуации, в которой они могли утратить до 90% от общего числа своих членов и лишиться довольно значительной части компенсационных фондов. Единственным выходом, в условиях невозможности зарегистрировать новую СРО и невозможности выделить новую СРО из состава существующей без утраты статуса, стала покупка существующей саморегулируемой организации, причем зарегистрированной в любом регионе. Это породило спрос.

С другой стороны, более 40% от общего числа СРО полностью или частично утратили свои компенсационные фонды (данные НОСТРОЙ), причем далеко не всегда эти утраты были вызваны размещением средств в банках, у которых впоследствии были отозваны лицензии. У руководства и бенефициаров таких СРО в преддверии 01.11.2016  – дня, когда по идее законодателей вся правда о КФ должна была стать известна (чего не произошло) – возникло стойкое желание обрубить все концы. И это создало предложение.

Так возник рынок СРО, совокупный объем которого, по самым скромным оценкам, превышает 2 000 000 000 рублей наличными.