logo zv"К значительным негативным последствиям приведёт принятие поправок в Градкодекс" - эксперт Олейник Александр Васильевич, генеральный директор НП "ЭкспертСтрой"

Мы предлагаем ознакомиться с экспертным мнением А.В. Олейника и публикуем подготовленный автором материал.

Необходимо учитывать, что принятие поправок в Градостроительный Кодекс РФ приведет к значительным негативным последствиям, в числе основных из которых можно назвать следующие:

1. Снижение уровня безопасности объектов капитального строительства.

В настоящее время не все члены строительной СРО могут иметь свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, только те, которые удовлетворяют определенным повышенным требованиям.

Предложения Минстроя фактически сводятся к тому, что для получения права выполнения работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, достаточно лишь членства в СРО.

Замену обеспечения выполнения спецтребований к исполнителям работ созданием компенсационного фонда возмещения вреда нельзя признать эквивалентной.

2. Ограничение территории деятельности СРО.

Минстрой предлагает узаконить следующие требования:

- об отсутствии у некоммерческой организации территориальных подразделений, обособленных филиалов и представительств, расположенных за пределами территории субъекта РФ, в котором такая некоммерческая организация зарегистрирована;

- об объединении в составе СРО членов, зарегистрированных в установленном законом порядке на территории субъекта РФ, в котором зарегистрирована сама СРО;

- вступлении, при отсутствии СРО на территории субъекта РФ, только в СРО, зарегистрированную на территории субъектов РФ, имеющих общую границу с таким субъектом РФ.

Введение подобных ограничений является нарушением Конституции РФ, гарантирующей единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, свободу экономической деятельности (ст. 8), недопущение установления каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74).

3. Ограничение прав компаний на объединение.

Минстрой предлагает, чтобы компания, добровольно прекратившая членство в СРО не имела права вступать в другую СРО в течение календарного года.

Такое предложение является нарушением Конституции РФ, гарантирующей, что каждый имеет право на объединение (ст.30), причем никакие ограничения не устанавливаются.

Эта же статья Конституции РФ нарушается и указанными выше предложениями территориальных ограничений формирования СРО (формирование по территориальному признаку).

4. Возникновение барьеров свободному перемещению финансовых средств.

Минстрой предлагает обязать СРО размещать средства компенсационных фондов только в кредитных организациях, определенных Правительством РФ.

Такое предложение является нарушением Конституции РФ, гарантирующей свободное перемещение финансовых средств, свободу экономической деятельности (ст. 8, 74).

5. Практическая ликвидация малобюджетных СРО.

Организация двух компенсационных фондов – фонда возмещения вреда и фонда обеспечения договорных обязательств – лягут особенно тяжелым финансовым бременем на СРО с небольшим бюджетом. И хотя наличие второго фонда не является обязательным (без него объединение не лишится статуса СРО), его отсутствие будет серьезно препятствовать полноценной конкуренции СРО на строительном рынке (без наличия компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств СРО не сможет, в частности, участвовать в конкурсах). Значительная часть малобюджетных СРО, не выдержав конкуренции, прекратит существование.

Негативные последствия внедрения предложений Минстроя в итоге приведут не только к ухудшению качества строительства, но и к дискредитации саморегулирования в этой отрасли, что противоречит позиции Президента РФ, говорившего на Госсовете по строительству 17.05.2016 о необходимости расширения и совершенствования саморегулирования.

Предложения Минстроя требуют коренной переработки.