rostehnadzor Новости 372-ФЗ: Ростехнадзор не вправе требовать размещения средств СРО в депозиты и (или) депозитные сертификаты

 Согласно пункту 1 части 5 статьи 55.2 Градостроительного кодекса РФ неисполнение саморегулируемой организацией требования  либо требований статьи 55.4 или статьи 55.16 настоящего Кодекса признаются серьезным нарушением и является основанием даже для исключения сведений о такой саморегулируемой организации из государственного реестра СРО.

 В утративших силу с 4 июля 2016 года  в связи с принятием федерального закона № 372-ФЗ редакциях статей 55.4 и 55.16 ГрК РФ предусматривалась обязанность СРО сформировать компенсационный фонд и разместить его в депозиты и (или) депозитные сертификаты.

 В соответствии с частью 1 статьи 55.16-1 ГрК РФ, действующей с 4 июля 2016 года, средства компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации размещаются не в депозитах и (или) депозитных сертификатах, а на специальных банковских счетах, открытых в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

 Согласно части 9 статьи 3.3 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» саморегулируемые организации на основании заявлений своих членов не позднее 1 июля 2017 года обязаны сформировать КФ ВВ СРО в соответствии с частями 10 и 12 статьи 55.16 ГрК РФ. В случаях, установленных частями 2 и 4 статьи 55.4 ГрК РФ, в указанный в настоящей части срок такие СРО также обязаны сформировать КФ ОДО в соответствии с частями 11 и 13 статьи 55.16 ГрК РФ.

 Согласно части 2 статьи 55.19 ГрК РФ предметом проверки Ростехнадзором СРО  является соблюдение саморегулируемой организацией требований к саморегулируемым организациям и их деятельности, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

 Поскольку ГрК РФ с 4 июля 2016 года не требует от СРО размещать средства в депозитах и (или) депозитных сертификатах, то размещение или не размещение таких средств СРО в депозитах и (или) депозитных сертификатах в соответствии с нормами части 2 статьи 55.19 ГрК РФ не может быть предметом проверки, проводимой Ростехнадзором в отношении той или иной саморегулируемой организации.

 В связи с этим есть твердая уверенность, что с 4 июля 2016 года во время проведения плановых или внеплановых проверок СРО Ростехнадзор не вправе требовать от СРО и не будет требовать от СРО, чтобы они размещали средства компфонда в депозиты и (или) депозитные сертификаты, как было установлено в предыдущей, утратившей силу редакции части 4 статьи 55.16 ГрК РФ. Такой нормы больше не существует.

Поэтому если СРО не вложило средства в депозиты или депозитные сертификаты, то она ничего не нарушила.

Эти средства необходимо размещать по-новому, то есть после формирования двух компфондов на основании части 9 статьи 3.3 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до 1 июля 2017 года надо будет разместить эти средства компенсационных фондов на двух специальных счетах в уполномоченном банке.  Но это в будущем, когда, в первую очередь, будут сформированы компенсационные фонды, а потом они будут размещаться на этих двух спецсчетах. Иных способов на сегодня законом не предусмотрено, кроме как вышеописанный: размещение в будущем и на двух спецсчетах в российских кредитных организациях (банках), соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Таким образом, Ростехнадзор не вправе спрашивать с саморегулируемой организации об исполнении требований статьи закона, редакция которой утратила силу. Но еще не вправе спрашивать по причинам, описанным выше, - поскольку еще нет сформированных фондов и нет уполномоченных банков. Никакие нарушения СРО в этом отношении в этот переходный период Ростехнадзору фиксировать нельзя, так как они нарушениями не являются. Если же Ростехнадзор и определит и зафиксирует такое нарушение, то это будет незаконно.

Полагаем, что РТН не будет этого делать, поскольку Ростехнадзору невозможно будет сослаться на конкретную норму закона, которую бы нарушила в этом отношении СРО. Такие нормы закона на этот переходный период не существуют.

 Нам, экспертам, остается надеяться, что руководители СРО в этой ситуации поведут себя разумно и взвешенно, и не растратят денежные средства СРО, не «пустят» их на сомнительные нужды или вложения, как уже за многими водилось, например, в какие-нибудь инвестиционные паи, недвижимость или строительство коттеджных поселков.

Конечно же, с юридической точки зрения подобное размещение денежных средств не будет нарушением, однако такие «игры» с попыткой таким способом приумножить имеющиеся средства, а к 1 июля 2017 года успеть его с лихвой вернуть, могут привести к нездоровым рискам. Потому что вложить деньги легко, а к 1 июля 2017 года, когда надо будет сформировать компенсационный фонд, «выхватить» их из тех самых инвестиционных проектов будет крайне непросто.