111Новый закон: Какая судьба ждет СРО с компфондами, зависшими в банках с отобранными лицензиями

Согласно части 2 статьи 6 законопроекта №938845-6 саморегулируемая организация в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства обязана в срок до 1 ноября 2016 года разместить средства компенсационного фонда саморегулируемой организации на специальном банковском счете, открытом в российской кредитной организации, соответствующей требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, а также в течение семи календарных дней с даты размещения таких средств уведомить об этом Ростехнадзор и Национальное объединение, членом которого является такая СРО, с приложением справки (выписки) о средствах компенсационного фонда саморегулируемой организации, выданной такой кредитной организацией по форме, установленной Банком России.

Многие специалисты и даже эксперты считают, что данная норма является правовой основой для ревизии компенсационных фондов СРО строительного комплекса России, позволяющая, с одной стороны, подсчитать, сколько же всё-таки средств собрали СРО, которыми можно распорядиться «здесь и сейчас», а, с другой стороны, схватить за шиворот саморегуляторов, которые не в состоянии отчитаться за свои компенсационные фонды, и вышвырнуть их из Государственного реестра СРО.

И вот если с первым утверждением можно так или иначе согласиться, то со вторым – о карательной направленности данной нормы согласиться уже сложно.

Существует стойкое заблуждение в том, что средства компенсационных фондов, включённые в реестр требований кредиторов и «зависшие» в банках с отозванными лицензиями, являются утраченными. И, дескать, если СРО не может перевести данные средства на спецсчёт в уполномоченном банке до 1 ноября 2016 года, то члены такой СРО должны снова восстанавливать компенсационный фонд.


Попробуем побороть данное заблуждение при помощи норм права и логики.

В настоящее время существует значительное количество кредитных организаций, которые лишены лицензий на осуществление банковских операций Банка России и находятся в процедуре банкротства. При этом средства компенсационных фондов СРО, размещённые в форме вкладов в таких кредитных организациях, устанавливаются и включаются в реестр требований кредиторов соответствующего банка. Далее, указанные средства возвращаются в СРО в процессе осуществления банкротных процедур конкурсного производства до его завершения согласно статье 149 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Согласно части 1 статьи 149 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» после рассмотрения Арбитражным судом отчёта конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства Арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства.

Согласно части 3 статьи 149 указанного Закона определение Арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый Государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

Согласно части 4 статьи 149 указанного Закона с даты внесения записи о ликвидации должника в единый Государственный реестр юридических лиц конкурсное производство считается завершённым.

Таким образом, только с момента вступления определения Арбитражного суда о завершении конкурсного производства непогашенная задолженность банка перед клиентами списывается, и только с этого момента можно утверждать то, что определённая часть средств компенсационного фонда СРО утрачена и подлежит восстановлению.

Подобная позиция подтверждается письмом Минрегиона России от 3 августа 2012 года №20320-ДБ/08.

По нашему мнению, добросовестная саморегулируемая организаций к 1 ноября 2016 года должна предпринять следующие действия (единовременно):

1.​ Открыть в уполномоченном банке спецсчет.

2.​ Перевести средства компенсационного фонда, которые сможет.

3.​ Направить конкурсному управляющему требования о перечислении средств, включённых в реестр требований кредиторов, по реквизитам спецсчёта в уполномоченном банке.

4.​ В течение семи календарных дней с даты открытия спецсчёта и размещения там имеющихся средств уведомить об этом Ростехнадзор и Национальное объединение с приложением:

а) справки (выписки) о средствах компенсационного фонда саморегулируемой организации, выданной такой кредитной организацией по форме, установленной Банком России;

б) уведомления о включении средств в реестр требований кредиторов кредитной организации;

в) копию требований к конкурсному управляющему о перечислении средств на спецсчёт с подтверждением направления такого требования или вручения курьером под роспись;

г) копию письма Минрегиона России от 3 августа 2012 года №20320-ДБ/08.

 

Согласно части 10 статьи 6 законопроекта №938845-6 размеры компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств определяются некоммерческой организацией, имеющей статус саморегулируемой организации, на основании документов, представленных их членами, с учётом ранее внесённых ими взносов в компенсационный фонд такой некоммерческой организации, а также с учётом взносов, внесённых ранее исключёнными и добровольно вышедшими членами, взносов, перечисленных другими саморегулируемыми организациями за членов, добровольно прекративших в них членство, а также доходов, полученных от размещения средств компенсационного фонда такой некоммерческой организации.

Таким образом, при заявлении в РТН о сформированности компенсационного фонда Ростехнадзором должны учитываться в том числе средства, которые СРО временно не может перевести на спецсчёт и которые будут переведены на такой спецсчёт конкурсным управляющим позднее в процессе конкурсных процедур. Считать данные средства утраченными Ростехнадзор не имеет права.

Ознакомиться с письмом Министерства регионального развития РФ от 3 августа 2012 года №20320-ДБ/08 можно здесь

По информации ЗаНоСтрой.РФ

О новом законе - в материалах наших экспертов:

Новый закон разрешает оплату взносов в компенсационный фонд третьими лицами. Но не всеми

Требования к СРО, вступающие в силу уже на следующей неделе, обязательные для выполнения всеми СРО

Какой размер взносов в компфонды должны вносить вступающие в СРО после опубликования нового закона

Новый закон: организации, добровольно вышедшие из СРО, не могут вступать ни в какую СРО России в течение одного года. Несправедливость закона сохраняется

Новый закон:  Когда строительным СРО нужно прекратить прием организаций не своего региона?

Новый закон: кому не нужно вступать в СРО с 1 июля 2017 года

Какие СРО станут не соответствующими требованиям закона с 1 апреля 2017 года

Новый закон: исключать из СРО за долги по членским взносам нельзя. По новому закону делать это можно только на основании внутренних документов

Новый закон легализовал рассрочку внесения взноса в компенсационный фонд. Однако ограничил ее 30 днями