Otr3 06 03НОСТРОЙ призвал СРО и строителей опробовать на практике 162 технических стандарта

На прошлой неделе Национальное объединение строителей выступило с необычным предложением, призвав саморегуляторов и строителей опробовать на практике 162 технических стандарта, которые вступят в силу 1 июня 2019 года. Подробности читайте в материале нашего добровольного автора из Рязани.

***

Разработка техстандартов НОСТРОЙ изначально была одним из непрофильных направлений, никак не прописанных в Градостроительном кодексе РФ. Национальное объединение занималось ими «по зову сердца», якобы выполняя волю своих членов – саморегулируемых организаций, которые аж аппетит теряли, так хотели получить с Малой Грузинской свежую партию технической документации.

В итоге за 7 лет были освоены огромны суммы из сметы и создано 172 стандарта, которые правильнее всего было бы назвать «псевдо-ГОСТами». Работа эта с самого начала велась в достаточно закрытом режиме. Никто не озвучивал критерии, по которым формировались направления техрегулирования, никто не спрашивал мнения представителей СРО о том, какие техстандарты им нужны и нужны ли вообще.

В непрозрачной обстановке выбирались подрядные организации, готовившие документацию, а информация о них доходила до широкой общественности только в случае взаимных судов, когда Нацобъединению и разработчикам не удавалось договориться мирным путём.

Также работа над СТО проходила без всякой обратной связи. Был ли проведён какой-то анализ по уже разработанным и внедрённым стандартам? Что из этого огромного объёма технической документации нашло своё применение в реальной производственной практике? Что оказалось востребованным среди строителей? Что не прижилось?

Казалось бы, имея «под рукой» практически весь российский строительный комплекс, узнать результат работ по стандартизации НОСТРОЙ мог бы за пару месяцев. Достаточно кинуть клич по СРО, попросив провести анкетирование членов и собрав информацию по применению стандартов подрядчиками. А строго говоря, работу эту нужно было начинать уже в первый год запуска стандартизации и проводить в режиме непрерывного мониторинга.

Однако ничего подобного сделано не было. Почему? Уж не потому ли, что прекрасно понимали создатели техстандартов, что занимаются они делом малополезным. СТО НОСТРОЙ оказались паровозом для машиниста, принося пользу исключительно разработчикам на подряде у Нацобъединения, да узкой группе высокопоставленных сотрудников, эти подряды распределявших.

Со своей стороны, мне доводилось лишь единожды слушать от ГИПа слова о том, что ему пригодились СТО НОСТРОЙ. Дело было примерно 6 лет назад, а речь шла о технологии горизонтального направленного бурения, в ту пору только появившейся в России. Как выяснилось, оборудование и проекты, использующие ГНБ уже были, были и международные стандарты, а вот российская нормативно-техническая документация для этой технологии пока была развита слабо. В итоге, чтобы показать эксперту хоть какие-то ссылки, пришлось включать в проект СТО.

Однако, стоит отметить, что уже и тогда действовал ГОСТ Р ИСО 21467-2011 «Машины землеройные. Машины для горизонтального направленного бурения. Терминология и эксплуатационные показатели». С тех пор он был актуализирован и расширен с учётом современного оборудования.

Конечно, по одному эпизоду судить обо всей программе стандартизации НОСТРОЙ невозможно. Но что-то не доводилось встречать серьёзных исследований на эту тему ни в отраслевых СМИ, ни в аналитических отчётах. Разве что публиковали статьи сами представители НОСТРОЙ, некогда курировавшие это направление, однако и в их работах анализа практического применения не было.

И вот теперь мы узнаём, что за три месяца до обязательного применения членами СРО стандартов их предлагается апробировать! Звучит достаточно странно, учитывая количество и разнообразие этих документов. Успокаивает лишь то, что писавшие их эксперты не утруждали себя новаторством, а лишь старательно переписывали куски из ГОСТов, СНиПов и СанПинов, переставляя главы и абзацы местами.

Не было ни серьёзной проверки, ни тестирования на практике, ни анализа применения. Всё это приводит к мысли о том, что программа техрегулирования НОСТРОЙ была и остаётся фикцией, направленной исключительно на освоение неосвояемой сметы, и не имеющей никакого отношения к реальным технологическим процессам.

Источник: Информационный портал «ЗаНоСтрой»