Михаил Посохин: Государство должно отказаться от сложившейся монополии на техрегулирование в пользу саморегулирования

11 02 посохин29 октября в здании правительства Москвы в рамках работы координатора НОПРИЗ по городу Москве при участии президента НОПРИЗ Михаила Посохина состоялось заседание межрегиональной конференции «Совершенствование национальной системы технического регулирования».

Открыл заседание, представил спикеров и озвучил темы конференции координатор НОПРИЗ по Москве Виктор Новоселов. В своем приветственном слове к участникам президент НОПРИЗ Михаил Посохин обозначил нерешенные вопросы повышения качества проектной документации.

По мнению президента НОПРИЗ, грамотно налаженная система технического регулирования является фундаментом культуры строительства, а незавершенность реформы нормативно-правовой и нормативно-технической базы проектирования затрудняет внедрение современных методов и технологий проектирования.

Полноценная, работоспособная система технического регулирования в строительстве складывается из трех компонентов: нормативная база строительной отрасли, система надзора и контроля исполнения строительного законодательства; система оценки и подтверждения соответствия объектов и субъектов технического регулирования требованиям строительного законодательства и вытекающих из него стандартов.

Михаил Посохин детально разъяснил составляющие каждого обозначенного компонента, а также озвучил конкретные результаты работы НОПРИЗ. В сложившейся сегодня системе техрегулирования имеет место чрезмерное государственное регулирование, проявляющееся в излишней детализации норм, требований и стандартов, что подчас является тормозом для внедрения инноваций в отрасль. НОПРИЗ прилагает организационные и финансовые усилия в направлении совершенствования нормативной базы строительства. Например, разработаны и представлены в Минстрой России проекты по внесению изменений в нормативные акты, направленные на возрождения типового проектирования. На 2016 год запланированы мероприятия по подготовке нормативной базы использования в проектной деятельности технологий информационного моделирования (BIM-технологий).

Важным компонентом системы технического регулирования является система надзора и контроля, которая в России распределена между различными органами и организациями. Проверкой проектной документации занимаются экспертные организации, причем рабочая документация экспертизе не подлежит. А строительный контроль и надзор находятся вне экспертного внимания. В мировой практике проверяется, как правило, рабочая документация перед выдачей разрешения на строительство с последующей инспекцией выполняемых работ. Аттестованный инспектор участвует также в подтверждении пригодности объекта к эксплуатации как после ввода, так и на дальнейших этапах жизненного цикла. Для некоторых видов объектов практикуется персональная ответственность архитектора или инженера за подготовку проектной документации и за своевременный ввод в эксплуатацию. В НОПРИЗ рассматриваются варианты повышения роли проектировщика при возведении объектов капитального строительства.

Система оценки соответствия, а также связанные с ней механизмы и инструменты аккредитации, лицензирования и сертификации, имеют двоякую цель. С одной стороны, оценка соответствия должна обеспечивать безопасность и качество объектов оценки; с другой стороны, она не должна воздвигать излишние барьеры на строительном рынке.

Даже простое перечисление элементов зарубежной системы оценки соответствия без проведения ее сравнительного анализа с отечественными аналогами показывает, что эта сфера деятельности развита слабо.

В числе вопросов, которые вызывают особый интерес у профессионального сообщества президент НОПРИЗ Михаил Посохин отметил вопросы организации персонального допуска на рынок профессиональной деятельности специалистов строительной отрасли, которые с 2015 года выпускаются в статусе бакалавров или магистров, а также аккредитация программ профессионального образования инженеров проектировщиков и изыскателей.

По мнению НОПРИЗ, первоочередными шагами по реформированию отечественной системы технического регулирования является отказ государства от исторически сложившейся монополии на техническое регулирование рынков и переход к системе саморегулирования. Национальное объединение проектировщиков и изыскателей считает своей важной исторической миссией как профессионального сообщества — необходимость концентрации ресурсов и усилий на завершении реформы отечественной системы технического регулирования, включая не только нормативную базу, но и подсистемы надзора, контроля и оценки соответствия.

С докладом «Альбомы типовых проектных решений, как элемент системы технического регулирования» выступил член Совета НОПРИЗ, координатор НОПРИЗ по Северо-Западному федеральному округу Александр Гримитлин. На данный момент НП «СЗ Центр АВОК» начал разработку 5 альбомов: альбом типовых проектных решений систем безопасности; альбом типовых решений автоматизированных систем управления отопительными котельными мощностью до 150 МВт; альбом типовых решений «Крепление трубопроводов инженерных сетей (трубопроводы ВК, ОВ, Газ, ГВС) к строительным конструкциям здания»; альбом типовых проектных решений энергоэффективных систем водоснабжения и водоотведения жилых и общественных зданий; альбом типовых проектных решений автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов и автоматизированных узлов учета тепловой энергии.

По результатам работы конференции будет выработана резолюция, а также план реализации задач по совершенствованию национальной системы технического регулирования в рамках работы НОПРИЗ.

По информации НОПРИЗ