Стандартизация может и должна защитить бизнес
15 марта в Москве прошла конференция «Стандартизация и оценка соответствия как инструменты защиты интересов бизнеса», на которой обсудили главные вопросы стандартизации в строительстве.
В работе конференции приняли участие от НОПРИЗ заместитель Руководителя Аппарата Сергей Чернов и группа специалистов Департамента нормативно-правового регулирования и методологического обеспечения.
С сообщениями по теме конференции выступили руководители Департамента технического регулирования и аккредитации Евразийской экономической комиссии, Минэкономразвития России, Роспотребнадзора, Росстандарта, Росакредитации и Минпромторга России.
Участники Конференции отметили в целом позитивное направление в работе федеральных органов исполнительной власти, РСПП, ТПП, профессиональных и общественных объединений по совершенствованию инструментов и механизмов стандартизации, сертификации и технического регулирования и использования их для оценки соответствия качества промышленной и строительной продукции.
Особое внимание было обращено на гармонизацию системы стандартизации и технического регулирования в рамках Евразийского экономического союза.
Несмотря на то, что большинство участников Конференции представляло промышленный сектор экономики, выступающие не могли обойти вниманием вопросы отставания отечественной отраслевой системы технического нормирования и регулирования в строительной сфере в части применения современных методов нормирования, механизмов оценки соответствия, контроля и надзора.
Среди недостатков были отмечены недостаточная оснащенность испытательных лабораторий современными контрольно-измерительными приборами, неумелое использование механизмов стандартизации и сертификации для повышения качества продукции, что является причиной значительного объёма поставок на рынок фальсифицированной продукции предприятиями промышленности строительных материалов (по некоторым оценкам в 2016 году по цементу до 20%),
Участники Конференции были проинформированы о подготовленном по инициативе НОПРИЗ и одобренном Минпромторгом России, РСПП, ТПП и профессиональным сообществом проекте Концепции совершенствования системы технического нормирования и регулирования в строительной отрасли, которая размещена на сайте НОПРИЗ
По инициативе представителей НОПРИЗ данная информация и предложение о направлении проекта Концепции в Минпромторг России, Минстрой России, Росстандарт и Ростехнадзорнашли отражение в проекте решения Конференции (прилагается).
Проект решения Конференции принят за основу. В недельный срок президиум Конференции принимает предложения по внесению в проект решения уточнений и замечаний.
РЕЗОЛЮЦИЯ КОНФЕРЕНЦИИ
«СТАНДАРТИЗАЦИЯ И ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ КАК ИНСТРУМЕНТЫ ЗАЩИТЫ ИНТЕРЕСОВ БИЗНЕСА»
За последние годы в нашей стране в целом сформирована система технического регулирования, успешно ведется работа в этом направлении в Евразийском экономическом союзе.
В 2016 году обновились руководящие органы Евразийской экономической комиссии (далее – ЕЭК). При этом удалось не только сохранить ранее накопленный положительный опыт взаимодействия бизнес объединений с Евразийской экономической комиссией, но и повысить эффективности принимаемых решений.
На сегодняшний день принято 40 технических регламентов ЕАЭС (Таможенного союза), 35 из которых вступили в силу.
В 2016 году ЕЭК приняты новые редакции порядка разработки, изменения и отмены технических регламентов и порядка разработки и утверждения перечней стандартов к ним. В ходе подготовке указанных документов предложения Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия и Совета по техническому регулированию и стандартизации при Минпромторге России были в целом учтены.
При Президенте РФ создан Совет по стратегическому развитию, разрабатываются программы по приоритетным направлениям развития российской экономики. Они призваны способствовать решению самых важных и в то же время сложных задач, стоящих перед страной, повышению конкурентоспособности нашей экономики, формированию и использованию инновационного потенциала России.
На этих и многих других направлениях можно и нужно использовать те возможности, которые дает нашей промышленности использование инструментов и механизмов стандартизации, сертификации, технического регулирования.
С принятием Федерального закона №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» значение стандартов значительно возросло.
Стандарты стали востребованы при госзакупках, применение ссылочных норм в правовых актах позволяет оперативно решать вопросы безопасности. Отдельное направление развития получила стандартизация при решении проблем импортозамещения. Возрождается стандартизация оборонной продукции.
С прошлого года начала работать апелляционная комиссия, которая выявила ряд недостатков в работе технических комитетов. Намечена программа совершенствования работы ТК.
Несмотря на определенные сложности в международных отношениях, имеющиеся факты попыток ограничения участия российских экспертов в международных и региональных организациях по стандартизации, Комитет РСПП совместно с Росстандартом не только сохраняют имеющиеся международные связи, но и укрепляют их.
Уже традиционными стали совместные конференции Комитета РСПП и ASTM. В 2016 году был подписан Меморандум о взаимодействии с API, подготовлена программа реализации положений этого документа.
В ходе конференции отмечено, что в последнее время на рынке Евразийского экономического союза растёт оборот фальсифицированной продукции сопровождаемой сертификатами, выданными с нарушением установленных правил и процедур.
Законодательство должно совершенствоваться в интересах добросовестного производителя и бизнеса. Уменьшение доли фальсификата позволит: повысить загрузку производственных мощностей и производительность труда; создать новые рабочие места; увеличить налоговые поступления в бюджеты всех уровней; снизить потери от ущерба здоровью и имуществу от использования опасной фальсифицированной продукции.
В конечном счете, речь идет и о повышении инвестиционной привлекательности российской экономики.
Очевидно, одним из инструментов устранения с рынка фальсификата должно стать введение процедуры нотификации органов по оценке соответствия.
В строительной отрасли не в полной мере используется потенциал и практический опыт профессионального сообщества, не всегда учитывается его мнение по вопросам нормативно-правового и нормативно-технического регулирования. Это ведёт к отставанию отечественной отраслевой системы технического нормирования и регулирования в части применения современных методов нормирования, механизмов оценки соответствия, контроля и надзора.
Национальным объединением изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ) совместно с Национальным объединением строителей (НОСТРОЙ), Советом по техническому регулированию и стандартизации при Минпромторге России, Комитетом РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия и Комитетом ТПП РФ по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции разработана Концепция совершенствования системы технического нормирования и регулирования в строительной отрасли и План основных мероприятий (Дорожной карты) по ее реализации, которые были направлены в заинтересованные органы власти.
Участники конференции приняли решение:
1. Просить органы государственной власти ускорить введение процедуры нотификации органов по оценке соответствия, аккредитованных в национальной системе аккредитации. Поддержать введения пилотного проекта по введению института нотификации при подтверждении соответствия цементов и радиаторов отопления.
2. Просить Минпромторг России, Минстрой России, Росстандарт и Ростехнадзор принять Концепцию совершенствования системы технического нормирования и регулирования в строительной отрасли в Российской Федерации, взяв за основу подготовленный профессиональным сообществом проект.
3. Просить Евразийскую экономическую комиссию провести совместно с Комитетом РСПП практические семинары по применению принятых в 2016 году технических регламентов Евразийского экономического союза.
4. Рекомендовать экспертному сообществу, представителям промышленности и бизнеса:
4.1. Направить в Комитет РСПП предложения по использованию инструментария технического регулирования с целью снижения (исключения) доли фальсифицированной и контрафактной продукции на рынке.
4.2. Принимать активное участие в разработке национальных, межгосударственных и международных стандартов и финансировании этих работ.
4.3. Принимать активное участие в обсуждении проектов технических регламентов и сопутствующих документов, участвовать в процедурах оценки регулирующего воздействия.
4.4. При выявлении фактов наличия контрафактной, фальсифицированной продукции направлять соответствующие обращения в органы государственного контроля (надзора), Государственную комиссию по противодействию незаконному обороту промышленной продукции и в Комитет РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия.
По информации Агентства Новостей "Строительный Бизнес"