585 640 20161205 161027 untitled 1В России сложился дефицит подрядчиков

На российском строительном рынке ощущается дефицит подрядчиков. К такому выводу пришло большинство участников отрасли, опрошенных Ради Дома PRO. Наиболее остро застройщики нуждаются сегодня в эффективных генподрядчиках, однако не хватает и субподрядных организаций.

Основная причина, по мнению экспертов, заключается в падении спроса на строительные работы и, как следствие, их стоимости. В результате подрядчики массово терпят банкротство. По данным Рейтингового агентства строительного комплекса, за первое полугодие 2016 года финансово несостоятельными было признано 1 608 стройкомпаний.

«На этом рынке все быстро меняется: основная масса тех подрядчиков, которые раньше существовали, и их было много, — они либо уже закрылись, либо стали банкротами, — подтверждает генеральный директор RD Construction Илья Байбус. — И эта тенденция продолжится, я думаю, в 2017 году».

Большую долю рынка подрядных организаций делят между собой крупные игроки, имеющие серьезную техническую и финансовую базу, а также поддержку инвесторов и банков. Доля малых компаний, по оценке директора по стратегическому развитию ФСК «Лидер» Павла Брызгалова, составляет не более 30%. Отдельную нишу, особенно на столичном рынке, занимают иностранные компании: финские, сербские, немецкие и, разумеется, турецкие. Последние, несмотря на громкие заявления властей, из страны по сути так и не ушли и, по мнению эксперта, остаются основным конкурентом российских генподрядных организаций.

Впрочем, для большинства отечественных игроков вопрос конкуренции с иностранцами даже не стоит — нет шансов. Крупнейшие турецкие и европейские подрядчики — Ant Yapi, NСС, Renaissance Construction, «ЮИТ», «Лемминкяйкен» — имеют доступ к западным финансовым рынкам, что позволяет им брать кредиты под оборотные средства (которые исчисляются миллиардами евро) по ставке 1,5-2% годовых.

Финансовая стабильность, впрочем, не единственное, что выгодно отличает иностранных подрядчиков. «У этих компаний совсем другой подход к строительству. Они, подписав контракт, никогда не начинают сразу что-то копать, как это делают в российских компаниях. Они четко распределяют задачи и ставят для себя график выполнения. И самое главное, практически его не нарушают», — отмечает Илья Байбус.

В такой ситуации, чтобы выжить, отечественным игрокам нужно серьезно задуматься над собственной системой управления и перечнем услуг, предлагаемых заказчику, считает эксперт. И тогда, возможно, на рынке появится новый тип российского генподрядчика, умеющий успешно работать в сложных экономических условиях.

По информации портала  «Ради Дома PRO»