1 2 1449495905733Сферу контрактов на капстроительство урегулируют

Президент России Владимир Путин подписал закон, устанавливающий особенности заключения и исполнения государственных контрактов на выполнение проектных и изыскательских работ, на строительство и реконструкцию объектов капстроительства.

Теперь контракт на проектные или изыскательские работы должен будет предусматривать переход исключительных прав на эти результаты к РФ, региону или муниципальному образованию.

Правительству РФ предоставляется право установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно, без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

Контракт также должен будет содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ, исходя из объема таких работ и цены контракта. Закон также определяет особенности заключения контрактов на создание произведения архитектуры, градостроительства или садово‑паркового искусства.

Заказчик будет вправе многократно использовать проектную документацию объекта капстроительства, разработанную на основе произведения архитектуры, градостроительства или садово‑паркового искусства, без согласия автора. При этом автор не сможет требовать от заказчика предоставления ему права заключить контракт на разработку такой документации без использования конкурентных способов определения подрядчиков (исполнителей).

Результатом проектных и изыскательских работ по госконтракту является проектная документация или документ, содержащий результаты инженерных изысканий и экспертизы этой документации. Результатом выполненных работ по контракту на строительство или реконструкцию является построенный объект капитального строительства, на который получено заключение органа Госстройнадзора о соответствии объекта требованиям технических регламентов и проектной документации.

Соответствующие изменения вносятся в закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Застройщики пока не берутся комментировать степень влияния новых законодательных новелл на свою работу, а вот юристы охотно высказались в отношении документа.

КОММЕНТАРИИ

Валентина Талимончик, доктор юридических наук, директор департамента судебной практики ООО «Лигал Студио»:

– Федеральный закон от 03.07.2016 № 314‑ФЗ внес изменения в статью 1294 части четвертой ГКРФ и ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». При этом статье 1294 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации придан диспозитивный характер. Если ранее только автор произведения архитектуры, градостроительства или садово‑паркового искусства имел исключительное право использовать свое произведение, в том числе путем разработки документации для строительства и путем реализации проекта, то в настоящее время договором можно предусматривать иное. Однако авторы анализируемого закона не учли, что договор может предусматривать передачу исключительных прав, а не их изначальное возникновение у государственного заказчика. Соответственно, формулировка «контракт, предметом которого являются создание произведения архитектуры, градостроительства или садово‑паркового искусства и (или) разработка на его основе проектной документации объектов капитального строительства, должен содержать условия, согласно которым РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию, от имени которых заключен контракт, принадлежит исключительное право использовать произведение архитектуры, градостроительства или садово‑паркового искусства, созданное в ходе выполнения такого контракта…» крайне некорректна. Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат.

Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом. Однако передача исключительных прав по договору должна быть тщательно регламентирована. Существуют две формы передачи исключительного права: путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор). Каждый из этих договоров имеет существенные условия, которые следует учитывать в государственном контракте.

Екатерина Смирнова, руководитель практики по интеллектуальной собственности, информационным технологиям Адвокатского бюро «Качкин и Партнеры»:

– Федеральным законом № 314‑ФЗ Закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг дополняется новыми статьями 110.1. и 110.2. Законодательные изменения принципиально меняют подход к вопросу перехода исключительного права на проектную документацию, созданную по государственному/ муниципальному контракту. В статье 110.1 речь идет об особенностях заключения контракта, по которому создаются произведения архитектуры, градостроительства или садово‑паркового искусства (архитектурная концепция) и (или) разработка на его основе проектной документации объектов капстроительства.

Т. е. в статье речь идет о трех возможных ситуациях:

1) когда заказчик проводит архитектурный конкурс на создание архитектурных концепций и разработку на его основе проектной документации;

2) когда заказчик проводит конкурс на разработку архитектурной концепции;

3) когда заказчик проводит конкурс на разработку только проектной документации по уже созданной архитектурной концепции.

В соответствии с новым регулированием, в отношении созданной архитектурной концепции заказчику предоставляется неисключительная лицензия на ее использование путем:

- разработки проектной документации;

- реализации произведения.

Кроме того, в случае создания по контракту проектной документации, заказчику предоставляется лицензия на право ее многократного использования без согласия автора архитектурной концепции, взятой за основу.

Также в статье прямо закреплено, что автор архитектурной концепции, созданной по контракту, не наделяется правом на заключение контракта на разработку проектной документации без использования конкурентных способов определения поставщиков.

При этом не совсем понятно, почему в статье упоминаются лишь «авторы произведения», которыми по закону могут быть только физические лица. Такая формулировка не совсем корректна, так как на практике подрядчиками по государственным контрактам чаще всего выступают именно юридические лица, которых корректно называть «правообладателями».

Также не совсем понятно, почему законодатель не упомянул право заказчика на переработку архитектурной концепции в рамках разработки проектной документации, ведь очевидно, что зачастую вносить такие изменения просто необходимо.

Возьмем в качестве примера разработку проекта нового здания Верховного Суда РФ в Санкт-Петербурге. В рассматриваемом примере сама архитектурно-стилистическая концепция здания была разработана Архитектурной мастерской М. Атаянца (которая, кстати, является юридическим лицом), а подготовка проектной документации была поручена иному лицу – ОАО «Сатурн». Следовательно, в условиях нового правового регулирования государственный заказчик обезопасил бы себя с точки зрения потенциальных претензий обладателя исключительного права на концепцию, так как он заранее, в силу закона, включил бы в контракт с архитектурной мастерской условия о лицензии на право использования концепции и создании на ее основе проектной документации. В то же время, исходя из некорректной формулировки изменений в закон, в случае когда государственный заказчик хочет внести изменения в первоначальную концепцию, ему также следует позаботиться о включении в контракт права на переработку произведения архитектуры. В ином случае внесение изменений в проект будет нарушать исключительное право архитектурной мастерской.

В статье 110.2 речь идет об особенностях заключения и исполнения контракта, предметом которых является выполнение проектных и изыскательских работ, и контрактов, предметом которых является строительство и реконструкция объектов капитального строительства.

То есть в данном случае, по всей видимости, разработка проектной документации осуществляется без предварительного проведения архитектурного конкурса по разработке архитектурной концепции.

Для таких случаев устанавливается уже иное правило, что исключительные права на результаты выполненных проектных и изыскательских работ отчуждаются в пользу заказчика (РФ, субъекта РФ, муниципального образования). Причем моментом перехода такого права обязательно является дата приемки результатов выполненных работ. Другими словами, если до этих поправок стороны имели право по своему усмотрению определить, за кем остается исключительное право, либо, если они этого не сделали, то оно оставалось за исполнителем (ст. 1298 ГК РФ), то теперь в обязательном порядке такое право будет переходить к заказчику.

При этом не совсем понятно, почему законодатель не внес соответствующие поправки в статью 1298 ГК РФ, что, на наш взгляд, было бы логичным. Отметим, что при привлечении для целей создания проектной документации субподрядчика, на него не распространяются нормы, введенные поправками. Таким образом, опять же в силу несовершенства принятой нормы, заказчик по государственному контракту, рассчитывая на переход к нему исключительного права, одновременно сталкивается с риском того, что права могут не перейти к генпроектировщику в силу того, что они изначально ему не переданы от субподрядчика. Необходимо также обратить особое внимание на то, что если в соответствии с Градостроительным кодексом РФ проведение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий является обязательным, то названные документы признаются результатом только при наличии положительного заключения экспертизы.

По информации портала «КтоСтроит.ру»