Кредитование членов СРО за счёт компфондов – помощь реальному сектору или лазейка для мошенников?

Саморегулируемое сообщество продолжает обсуждать законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции». В минувшую пятницу, 22 мая, документ был принят в третьем чтении и вышел на финишную прямую – впереди утверждение в Совете Федерации и подписание Президентом России.

Удивляться скорости парламентской работы в данном случае не приходится, поскольку большинство документов, предлагаемых на правительственном уровне, депутаты Госдумы предпочитают прорабатывать бойко и оперативно. Что удивило сообщество, так это крайне бюрократизированный механизм кредитования, прописанный в законопроекте. Впрочем, по мнению нашего добровольного эксперта из Биробиджана, в этом могут быть и свои плюсы.
***
Нет сомнения, что в ближайшее время (возможно, уже на текущей неделе) законопроект будет не менее быстро одобрен в Совете Федерации и даже подписан Главой государства. Тем не менее, сам документ был встречен сообществом со смешанными чувствами.

С одной стороны, президент НОСТРОЙ Антон Глушков получил явный плюс в свою репутационную копилочку и теперь может ссылаться на то, что изначально предложение об использовании компенсационных фондов исходило именно от него. Причём, было услышано, одобрено и обрело форму федерального закона.

Но в то же время форма эта оказалась не совсем такой, какую хотело бы видеть руководство Национального объединения. Или даже совсем не такой. Давнее пожелание НОСТРОЙ о том, чтобы использовать эти средства на выплаты членских взносов Нацобъединений осталось проигнорировано. Далее, если изначально представители НОСТРОЙ говорили про использование КФ ВВ (об этом можно сделать вывод по размере озвученной суммы в 40 миллиардов рублей), то в итоговой версии речь идёт исключительно про КФ ОДО. Что довольно странно, потому что как раз эти компфонды и могут быть весьма востребованы в условиях кризиса и срыва контрактов.

В дальнейшем появился проект постановления Правительства РФ, разъясняющий механизм предоставления займов членам СРО, в котором упоминает и КФ ВВ. Федеральный закон, разумеется, обладает большей юридической силой, однако ясности такая неразбериха не добавляет.

Также обращает на себя внимание сложная и бюрократизированная процедура выделения кредита. Так, потенциальный заёмщик должен открыть специальный банковский счёт с заключённым с кредитной организацией договором о проведении мониторинга использования средств займа. Причём, в том банке, где у СРО на спецсчетах размещены средства компфондов. Сам заём должен обеспечиваться одним или несколькими из следующих способов:

  • залогом в объёме, превышающем размер займа не менее, чем на 30 процентов;
  • договором уступки права требования денежных обязательств по договорам подряда с условием о поручительстве за должника перед саморегулируемой организацией на сумму запрашиваемого займа;
  • договором поручительства учредителя (участника) заёмщика – юридического лица.

Также у заёмщика должны отсутствовать задолженности по выплате заработной платы, уплате налогов, сборов, пеней, штрафов и процентов за прошедший финансовый год. Организация не должна быть в стадии ликвидации или под внешним управлением. Среди её учредителей (участников) не должно быть лиц, имеющие судимость за преступления в сфере экономики.

Перечень документов на предоставление займов насчитывает 14 позиций и требует от строителей изрядно потрудиться. При этом целями займа являются выплата заработной оплаты работникам члена саморегулируемой организации, приобретение строительных материалов, конструкций, оборудования для выполнения по заключённым до 1 апреля 2020 года договорам (контрактам) работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия.
Как отметили ряд комментаторов на специализированных форумах, для большинства строительных компаний будет проще и быстрее получить аналогичный кредит в обычном банке. Тем более, что воспользоваться этими условиями смогут те компании, где дела обстоят и без того благополучно, так что проблем с открытием новых кредитных линий не предвидится.

Другая сторона вопроса – эффект для самих СРО. С точки зрения добросовестных саморегулируемых организаций, условия предоставления займа и обработки многочисленной документации станут лишней головной болью. С точки зрения СРО недобросовестных, законодатель попытался поставить максимальное количество барьеров, чтобы не допустить разбазаривания компфондов. Так что здесь излишняя бюрократизированность окажется своего рода благом.

Впрочем, наверняка уже сейчас в отдельных саморегулируемых организациях продумываются схемы сравнительно честного вывода средств КФ через своих членов, используя предоставляемые законом возможности. Использование фиктивных фирм и подставных лиц на местах руководителей может помочь в этом непростом деле. Особенно такое искушение будут испытывать те СРО, которые оказались в подвешенном состоянии из-за требований «исторического максимума» и риска исключения из Единого реестра. Попытаются ли они эту возможность использовать, мы скоро узнаем.

Источник: Информационный портал «ЗАНоСтрой»

Glav3 26.05.2020