НОПРИЗ, НОСТРОЙ и все саморегулируемое сообщество должны включиться в защиту СРО

12 08 блокПредложения правительства, прозвучавшие 23 ноября на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака и закрепленные в поручении Минстрою России, окажутся губительными для СРО строителей, изыскателей и проектировщиков. Мало того, поправки в Градостроительный кодекс в том виде, как они изложены в протоколе совещания, нанесут серьезный ущерб всей строительной отрасли. А если в результате кардинальных перемен некрупным СРО придется закрыться, то обеспечивать даже конкурсные работы (как это предполагает правительство) будет элементарно некому.

Аргумент 1
Условно саморегулируемые организации можно разделить на крупные, средние и маленькие – исходя из численности членов. После вступления в силу поправок в Градостроительный кодекс, обязывающих иметь свидетельства о допуске членам СРО, участвующим в обязательных конкурсных процедурах, и исключающих необходимость иметь допуски другим членам партнерства, саморегулируемые организации, которые имеют минимальный численный состав, станут недееспособными и не соответствующими закону. За счет выхода членов количественный состав уменьшится в них на 30-40%, и эти СРО окажутся за чертой, установленной законом.

После отмены допусков для всех работ, не подразумевающих прохождения обязательных конкурсных процедур, ожидать какого-либо притока новых членов – когда, с одной стороны, в правительстве укрепилось скептическое отношение к СРО, а с другой - отмечается существенный спад на строительном рынке – не приходится.

Аргумент 2
Члены партнерства, участвующие в конкурсных процедурах, обязаны будут внести дополнительный компенсационный фонд и соответственное дополнительное страхование. То есть на участников рынка ляжет дополнительная финансовая нагрузка со стороны СРО в виде дополнительных взносов.

В таких условиях та часть членов СРО, которая не регулярно, а время от времени участвует в конкурсных процедурах, посчитает нецелесообразным идти на основательно растущие затраты. В результате даже те члены СРО, что иногда получали подряды в конкурсных процедурах, перестанут в них участвовать и продолжат работу только по хозяйственным заказам, которые можно получить не от государства.

Аргумент 3
Одновременно законопроектом вводится особая ответственность СРО за результаты работ членов партнерства по объемам, которые они получили в порядке конкурсных процедур. СРО будет субсидиарно отвечать не только за нанесенный вред, но также и компенсировать убытки, понесенные государством, и выплачивать неустойки. Соответственно, саморегулируемая организация неизбежно начнет предъявлять дополнительные требования к своим членам и далеко не каждому желающему выдаст допуск, включающий такие существенные риски. В сравнении с нынешними условиями значительно ужесточатся проверки, и это также приведет к снижению количества членов в партнерствах.

Аргумент 4
Строительная сфера сейчас находится на спаде, количество членов СРО естественным образом снижается из-за экономического кризиса в России. На 10-20% снизилось количество получаемых разрешений на строительство, меньше производится бетона, стекла и других строительных материалов, падает объем ипотечного рынка, на 10% в 2015 году снизились реальные доходы населения. В совокупности это является фундаментальным фактором, неизбежным следствием которого в наступающем 2016 году будет уменьшение количества членов саморегулируемых организаций.

А с учетом всех четырех приведенных выше аргументов очевидно, что глубина падения количества членов СРО может оказаться еще серьезнее. И в итоге от предложенных правительством перемен в первую очередь пострадает реальный сектор.

Общественный совет по развитию саморегулирования