Новый высокотехнологический админбарьер, который лоббирует НОСТРОЙ, может обойтись строителям и СРО минимум в 1 миллиард рублей!

Glav1 16.12.2019

Одним из направлений работы Национального объединения строителей в 2020 году станет «План мероприятий по определению и разработке материально-технической базы для функционирования системы независимой оценки квалификации и профессионально-общественной аккредитации в строительстве». Этот документ уже учтён в приоритетных направлениях работы НОСТРОЙ и более того, в Смете на следующий год, которую уже утвердил прошедший Всероссийский съезд.

***

Как
напомнил эксперт с сайта наших коллег, изначально данный «План мероприятий…» был представлен участникам круглого стола «Развитие системы квалификаций в строительстве (НРС + НОК)». Однако при этом руководство Национального объединения не указало, по чьему поручению и на основании каких решений данный документ был разработан. Участникам круглого стола также не сообщили, из каких средств мероприятия плана будут финансироваться. Возможно, какие-то средства изыщет СПК. В бюджете НОСТРОЙ больше всего для обеспечения мероприятий плана подходит статья «3.3-20 Развитие национальной системы квалификаций в области строительства», по которой в будущем году планируется израсходовать 5.000.000 рублей. План составлен на шесть месяцев 2020 года, и для начала работы в заданном направлении пяти миллионов должно хватить.

По большому счёту, Дирекция могла бы и не представлять этот документ публично, так как согласовывать и утверждать его будут на уровне первых лиц и Совета НОСТРОЙ, при участии Совета по профессиональной квалификации. С другой стороны, как уже неоднократно случалось, в случае появления неудобных вопросов, пятиминутного упоминания на публичном мероприятии о том, что Дирекция Нацобъединения разрабатывает некий план и открыта для любых предложений и пожеланий, вполне достаточно для заявления, что данная работа ведётся по предложению профессионального сообщества, а сам проект широко обсуждался, и все разумные предложения были учтены.

Документ стал логическим продолжением критики НРС со стороны сообщества, к которому с некоторых пор неожиданно подключились и сами первые лица НОСТРОЙ. В частности, отмечалось, что Нацобъединения такие формальные требования как десятилетний стаж, наличие профильного образования и свидетельства о повышении квалификации никак не могут свидетельствовать о реальной квалификации специалиста. Поэтому для подтверждения квалификации предложено применять экзамен (тестирование) в рамках НОК.

Для того, чтобы инициатива получила законную силу, Дирекция НОСТРОЙ по итогам различных дискуссий про НРС, представила ряд предложений для внесения в Градкодекс изменений. Они предусматривают расширение состава специалистов НРС и введение для них обязательной независимой оценки квалификации. На материально-техническое обеспечение возможности протестировать более 200-т тысяч специалистов НРС и направлен новый проект. Разумеется, обязательность НОК введена пока в единственной отрасли (в лифтовом хозяйстве). Также разумеется, идеи поголовной оценки квалификации специалистов НРС пока не утверждены даже на уровне проекта Стратегии и весьма далеки от того, чтобы стать законодательной инициативой.

Однако НОСТРОЙ питает уверенность, что опыт можно будет масштабировать и на всю отрасль. При этом в качестве главного козыря Нацобъединение особенно указывает современные цифровые технологии – прокторинг, применение искусственного интеллекта, электронную верификацию, ведение реестров на отечественных серверах и так далее. При этом, по мнению авторов идеи, обеспечивается полный отказ от человеческого участия в просмотре материалов видеофиксации экзамена. А значит, сводятся к нулю коррупциогенные риски, в которых так любят упрекать НОСТРОЙ критики.

Согласно требованиям проведения НОК, процесс заполнения теста в обязательном порядке фиксируется на видео, в состав которого входит предъявление документа, удостоверяющего личность и непрерывная запись процесса заполнения теста.

Сотрудники НОСТРОЙ предлагают использовать для этих целей технологию прокторинга, включающую сбор биометрических данных специалиста, механическое зрение и искусственный интеллект, способный анализировать критические изменения в поведении экзаменуемого (такие, как взгляд в сторону, отход от экрана или разговоры во время теста). Часть средств пойдёт на покупку программной базы, а другая будет использована на организацию «комплексного апробирования» новых технологий в течение ближайших месяцев. Программный прокторинг, по замыслу инициаторов его внедрения, минимизирует участие посторонних лиц в процессе наблюдения за экзаменом и выявления нарушений, а также позволит централизованно собирать статистику нарушений по множеству параметров.

Однако строители оценивают перспективы проекта довольно скептически. Пока непонятно, какие ресурсы нужны затратить на то, чтобы прогнать все 200 тысяч членов НРС (и это только по линии НОСТРОЙ!) через новую тестовую программу. Каков будет уровень отсева? Что делать с теми, кто тестирование пройти не сможет? Наконец, в какую копеечку станет строительному комплексу создание нового высокотехнологического админбарьера, а затем героическое его преодоление? Судя по масштабам поставленной задачи, денег планируется освоить немало. Даже при скромной оценке в 5-7 тысяч рублей на человека, общая сумма составит от одного до полутора миллиардов рублей! Которые растекутся по ЦОКам и организаторам всего этого действа.

Источник: Информационный портал «ЗАНоСтрой»