Наталья Василенко: Саморегулирование – это, в первую очередь, институт повышения качества работ

Арбитражные управляющие в 2002 году первыми в России ступили на путь саморегулирования, и, как уверена президент НП ОАУ «Возрождение» Наталья Василенко, за прошедшие 13 лет сфера арбитражного управления поднялась на более качественный уровень. Это относится и к корпоративному нормотворчеству саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, и к разработке и установлению стандартов и правил профессиональной деятельности, и к уровню контроля за соблюдением требований стандартов и правил. Опыт в этой сфере может и должен быть использован в других отраслях, где саморегулирование еще только преодолевает период становления.

Общественный совет по развитию саморегулирования публикует выдержки из доклада Натальи Василенко, представленного на прошедшей 2 декабря в Торгово-промышленной палате РФ III Международной конференции «Практическое саморегулирование».

12 04 Наталья Василенко- Законодательство о несостоятельности (банкротстве) сделало профессиональное сообщество арбитражных управляющих пионером в применении новаций в сфере регулирования профессиональной деятельности. В Закон о банкротстве были заложены эталонные принципы саморегулирования:

  • единый субъект регулирования – арбитражный управляющий;
  • однородность рисков;
  • механизмы имущественной ответственности через компенсационный фонд, его регуляторная функция.


Опираясь на эти базовые постулаты, началось строительство саморегулирования в сообществе арбитражных управляющих. Опыт саморегулирования в арбитражном управлении накоплен очень большой. Это формирование национального объединения сразу же после создания первых партнерств арбитражных управляющих, его деятельность и трансформация за эти годы. Это разработка множества типовых правил профессиональной деятельности и деловой этики арбитражных управляющих, саморегулируемых организаций, правил имущественной ответственности, информационной открытости, правил профессиональной подготовки.

В связи с тем, что наличие компенсационного фонда является одним из определяющих факторов для получения статуса саморегулируемой организации, каждая из них мотивирована на защиту своего компфонда путем качественной профессиональной деятельности, т.е. через установление эффективных контрольных механизмов обеспечения рисков его утраты. Как обеспечить защиту от этих рисков? Можно смело утверждать, что годы саморегулирования для арбитражных управляющих, не прошли даром – в прямом и переносном смыслах. В прямом смысле: СРО АУ оплатили этот опыт из средств своих компенсационных фондов – первые выплаты начались в 2009 году.

Статьей 20 Закона о банкротстве устанавливается перечень обязательных требований к условиям членства в СРО, но кроме того есть и пункт 4 в этой статье: «объединения арбитражных управляющих вправе наряду с обязательными условиями устанавливать иные требования к компетентности, добросовестности и независимости АУ». Очень многие СРО активно использует это право и устанавливает свои, подчас уникальные, но очень эффективные условия членства. В качестве примера можно привести НП ОАУ «Авангард». Для вступления кандидат обязан предоставить рекомендацию от действующего члена партнерства. Отзыв рекомендации влечет незамедлительное рассмотрение вопроса об исключении из сообщества – ведь таким образом нарушены условия членства.

Многие организации в качестве условий членства определили увеличенный размер обязательного страхования ответственности АУ с 3 до 8 млн рублей. Профессиональное сообщество стало инициатором внесения в Закон в качестве обязательного условия членства отсутствие в течение трех лет факта исключения из членов этой или иной СРО за нарушение требований Закона, стандартов и правил профессиональной деятельности, не устраненным в установленный срок или носящим неустранимый характер. Эта норма стала хорошей защитой от недобросовестных арбитражных управляющих, которые, совершив множество нарушений, уходили или исключались из одной саморегулируемой организации, тут же переходили в другую и продолжали нарушать закон.

Когда мы говорим о саморегулировании, мы сразу думаем о передаче функций контроля, что не всегда правильно. Саморегулирование – это, в первую очередь, тот институт, который повышает качество предоставления услуг, выполнения работ. И здесь необходимо задавать не только условия членства, условия допуска на рынок, но и повышенные стандарты качества! И тут возникает еще один постулат – контроль деятельности членов.

Каждая организация помимо установленных Законом вырабатывает свои правила контроля за деятельностью членов. Это может быть и сплошной, и выборочный контроль, постоянный или периодический. Партнерства, понимая свою ответственность, по-разному подходят к проведению контрольных мероприятий. Бывают жесткие условия по вступлению в партнерство, но довольно мягкий контроль. Или наоборот – лояльные условия для вступления, но жесткий текущий контроль. Проведение контрольных мероприятий должно подкрепляться действующими дисциплинарными мерами. Многие СРО практикуют эффект сложения наказаний нарастающим итогом: три дисциплинарных наказания за год – представление на исключение.

Помимо основного инструмента обеспечения ответственности деятельности арбитражного управляющего, обязательным условием членства является также наличие договора страхования ответственности. Профессиональное сообщество арбитражных управляющих давно и очень тесно сотрудничает со Всероссийским обществом страховщиков. Да и индивидуальная работа каждой СРО с отдельными страховыми компаниями дает свои плоды. Заключаются соглашения об обмене информацией для предупреждения рисков предъявления убытков.

Арбитражные управляющие, первыми пройдя путь становления саморегулирования в России, проложили широкую дорогу многим другим профессиональным сообществам. Имеющимся опытом и знаниями мы готовы делиться со всеми заинтересованными в развитии института саморегулирования.

Общественный совет по развитию саморегулирования