Нацобъединения создают искусственные технические трудности, чтобы сделать НРС максимально непрозрачным?!

Glav3 27.09.2019

Как известно, Национальный реестр специалистов по своей технической реализации коренным образом отличается от Единого реестра СРО. Если второй ресурс выдаёт запросы в виде простой таблицы, а все данные предоставляет в удобном текстовом формате, то НРС генерирует массив из множества картинок. Причём, специально закрытых водяными знаками, чтобы создать препятствия для систем оптического распознавания. Для чего это сделано? Давайте попытаемся вместе найти ответ на этот вопрос.

***

На официальном уровне такое решение никак не комментировалось и внимание на этом факте не заострялось. Если спросить ответственных лиц, возможно, они сошлются на что-то вроде защиты персональных данных или охраны интеллектуальной собственности. Но видимая часть НРС в любом случае предоставляет данные в открытом доступе. Только в очень неудобной форме.

Налицо явные попытки Дирекции и департамента информационных технологий НОСТРОЙ по максимуму защитить публичную часть НРС от наблюдения извне.
Для решения этой задачи тратятся немалые технологически ресурсы и немалые средства Сметы, которые затрачены на услуги разработчиков.По мнению эксперта, которое опубликовал сайт «Правда о СРО», причины прозрачны: очевидно, что невозможность создания копий реестра и периодической сверки данных открывает широкие возможности для манипуляций списочным составом специалистов. Или, говоря иными словами, НОСТРОЙ ставит технические барьеры, стараясь по максимуму скрыть от глаз людских свои базы данных.

Вероятно, по той же причине до сих пор не видны усилия Дирекции по реализации решения Съезда членов НОСТРОЙ об интеграции НРС с Единым реестром членов СРО, а также ощутимых результатов по наполнению внутренней части реестра, а именно: прикреплению электронных копий документов специалиста, подтверждающих право выполнять определённые законодательством функции, к его реестровой записи.

Неуместно сейчас говорить о стоимости включения сведений в НРС, о сопряжённой с этим коммерческой деятельности и прочем. Беспокоит ничем не ограниченная возможность манипуляций с уже внесёнными данными.Как мы видим, в недалёком будущем нам готовят обязательную независимую оценку квалификации специалистов, сведения о которых внесены в НРС. Эта инициатива неизбежно породит новый вид платных услуг, их стоимость уже стала предметом обсуждений.

Такой подход коренным образом противоречит федеральному курсу на цифровизацию российской экономики, путём создания электронных баз данных, отрытых реестров и прочих инструментов публичной фиксации статусов, перечней требований, результатов проверок и тому подобных инструментов.

В своё время много времени и усилий потребовалось системе строительного саморегулирования для того, чтобы привести к некоторому единообразию реестры членов строительных СРО, размещаемые на их официальных сайтах в силу требований градостроительного законодательства. Для того, чтобы минимизировать манипуляции с реестрами и обеспечить их реальную доступность для третьих лиц, потребовалось закрепить технические требования к форме и порядку их размещения на сайтах СРО в федеральном законодательстве. И цель была достигнута. Спустя несколько лет нарушения требований информационной открытости СРО не только покинули первую строчку в рейтинге нарушений, но практически полностью исчезли из отчётов о проверках, проводимых Ростехнадзором, и результатов мониторинга деятельности СРО со стороны Национальных объединений.

А вот сами Нацобъединения демонстрируют явное стремление затруднить доступ к своим данным и сделать их максимально непрозрачными. Если не сказать грубее – попытки откровенно монополизировать и монетизировать собранные всем сообществом данные.Ничего, кроме дополнительных коррупционных рисков и стимулирования дальнейшей торговли специалистами такой подход не принесёт.

Потому эксперт предлагает начать работу по приведению в правовое поле технической деятельности по ведению НРС. Электронная форма Национального реестра специалистов и способ отображения их в публичной части на официальных сайтах недостаточно подробно описаны в законодательстве и регламентирующих документах Минстроя России. Форма и порядок ведения НРС с точки зрения технических требований и регламентов, детализированный состав электронных данных, закреплённая система уровней доступа и ответственности причастных к ведению реестра должностных лиц, обязательная фиксация внесённых в НРС изменений и так далее – всё это требует скорейшей разработки и фиксации в законодательстве и нормативных актах Минстроя России.

Источник: Информационный портал «ЗАНоСтрой»