Glav3 20 03Болезненный вопрос для Национального объединения строителей – это распоряжение средствами экс-СРО

Вопрос этот, несомненно, будет поднят ещё не раз и не два, до тех пор, пока не улягутся могучие волны, поднятые в российском строительном комплексе Федеральным законом № 372-ФЗ. Наш добровольных эксперт из Челябинска предлагает поговорить о том, как сегодня складываются взаимоотношения между НОСТРОЙ, бывшими СРО и их членами.

***

Минстроевский приказ № 643/пр не зря называли в своё время золотой жилой для Национальных объединений. Действительно, сей документ, по сути, сделал НОСТРОЙ и НОПРИЗ полновластными хозяевами компфондов всех СРО, которым грозило исключение из реестра в связи с проведением масштабной реформы строительного саморегулирования. При этом сама процедура распределения этих средств была прописана в предельно обтекаемых выражениях и оказалась непрозрачной настолько, насколько и могла быть.

Не случайно злые языки уже тогда поговаривали, что функционеры Нацобъединений приложили немало сил и средств, чтобы добиться принятия приказа именно в такой редакции. Называлась даже конкретная сумма – ни много, ни мало, в 100 миллионов рубликов, который, якобы, помогли приказу № 643/пр быстрее проскользнуть сквозь минстроевские коридоры и попасть в Минюст России. Происходило это, напомним, в те приснопамятные времена, когда саморегулируемыми делами ведал могущественный заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Юрий Рейльян, водивший тесную дружбу с тогдашним ностроевским начальством.

Как бы то ни было, приказ вступил в силу, а вскоре на полную мощность заработала и санационная машина, очистившая Единый реестр вначале от так называемых «коммерческих СРО», а потом и от многих других, по той или иной причине не пришедшихся ко двору. Денежки потекли рекой.

Тем временем в Минстрое России подготовили целую шпаргалку сравнительно честных методов отъёма денег у строителей. Например, взнос в 300 тысяч рублей при помощи определённых манипуляций можно зачесть как 100 тысяч. При разделении компфонда на ВВ и ОДО вторую часть можно забрать себе, поскольку формально-то строители вносили денежки только в один компфонд. Дополнительные препятствия возникают, если члены исключённой СРО успели перейти в региональное партнёрство, но так и не дождались перевода средств компфонда. Наконец, было придумано множество процессуальных рогаток, которые превращали возврат строителями своих денег в головоломный квест.

Как указано на официальном сайте Нацобъединения, всего на спецсчёт НОСТРОЙ от исключённых СРО было зачислено 2,94 миллиарда рублей. Сколько же из них вернулось к строителям? Такой статистики и отчётности нигде нет, однако исполнительный директор Виктор Прядеин в интервью, которое давал в мае прошлого года, проговорился о кое-каких цифрах. Он рассказал, что всего НОСТРОЙ получил 5,5 тысячи заявлений на перечисление средств компенсационных фондов. Из-за нехватки денег более половины заявителей получили отказы. Средства полностью или частично были перечислены в СРО за 1.713 строительных компаний или почти 700 миллионов рублей. Чтобы сравнивать одинаковые периоды, давайте посмотрим в архив интернета. И там мы увидим, что в мае прошлого года НОСТРОЙ заявлял о том, что от экс-СРО получено 2 миллиарда целковых. Разница между «получено» и «возвращено» составляет 1,3 миллиарда рубликов. Согласитесь, очень неплохая цифра!

Её можно положить на депозит, получив хорошие проценты от банкиров. Её можно положить на депозит, получив от тех же банкиров проценты поменьше, но определённую благодарность за мудрое решение. Наконец, её можно перевести в младо-СРО, поработав с членами экс-СРО. Непрозрачные механизмы распределения открывают безграничные возможности.

В какую сторону цифра сместилась на настоящее время? Статистика по остаткам этих средств в НОСТРОЙ – тайна всех тайн, которую он бережёт от своих членов, как зеницу ока. Известно, что от экс-СРО пришёл ещё один миллиардик. Сколько из них получили строители – никто, кроме Дирекции Нацобъединения, не знает.

Но, судя по лавине судов, которая захлестнула НОСТРОЙ со стороны строителей, получение денег идёт бодрее, чем распределение. При этом в судах всё чаще всплывают удивительные факты вольного обращение ностроевцев с денежками строителей.

Можно вспомнить, например, суд с участием ООО «Михайловская электромеханическая компания» по делу № А40-118505/18, в ходе которого были доказаны злоупотребления Дирекции НОСТРОЙ при распоряжении средствами компфонда. Ностроевские клерки вначале заявляли строителям, что денег от СРО ещё нет, потом сказали, что деньги пришли и уже все распределены. А потом и вовсе выяснилось, что денежки распределялись уже после того, как ООО «МЭК» получило отказ.

Или как не вспомнить странную историю о том, как средства КомпФонда экс-СРО «МОСО «Ассоциация ОборонСтрой» (СРО-С-155-25122009) были «освоены» сразу же в день поступления.

Несомненно одно, что тёмная ситуация с деньгами экс-СРО роняет тень на всё Национальное объединение. Даже если предположить, что всё до копеечки уходит к строителям, а выявленные нарушения и злоупотребления всего лишь результат человеческих ошибок, новому главе НОСТРОЙ, кто бы им ни стал, просто необходимо приоткрыть завесу тайны над процессом распределения средств. И сделать этот процесс максимально прозрачным для прекращения подобных «ошибок» в дальнейшем.

Источник: Информационный портал «ЗаНоСтрой»