Glav3sdffsdВопрос о законности вхождения в состав Совета Ассоциации «Национальное объединение строителей» представителей Минстроя, Госдумы, Совфеда

Вчера, 15 января, по информации наших источников, на имя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Владимира Якушева поступила аналитическая записка, в которой ставится вопрос о законности вхождения в состав Совета Ассоциации «Национальное объединение строителей» представителей ведомства. Добровольный столичный эксперт по этому поводу решил поделиться своими размышлениями.

Понятное дело, что присутствие топ-чиновников не только Минстроя России, но и Государственной Думы РФ, и Совета Федерации, и прочих органов исполнительной и законодательной власти в составе Советов Национальных объединений является не более, чем данью сложившейся исторически в России традиции так называемых «свадебных генералов». Это очень распространено среди общественных попечительских Советов некоммерческих организаций. Мол, смотрите, кто у нас тут член? Это вам не хиханьки да хаханьки, у нас серьёзная контора. В этом смысле, конечно, наличие представителя того же Минстроя в Совете Нацобъединения вовсе необязательно. Данные структуры и так между собой тесно взаимодействуют. Зачем ещё огород городить с этими «свадебными генералами»? Тем более, как выясняется, оно ещё может быть и незаконно.

По крайней мере, существует мнение, что вхождение представителей всё того же Минстроя в состав Советов НОСТРОЙ и НОПРИЗ является нарушением запрета, установленного пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». Согласно этому пункту, гражданскому служащему запрещается заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением ряда организаций) и так далее.

В качестве указанного в скобках исключения из данного запрета с разрешения представителя нанимателя допускается вхождение гражданского служащего в состав коллегиальных органов управления некоммерческих организаций, созданных в строго определённых организационно-правовых формах, предусмотренных Гражданским кодексом РФ. К таким некоммерческим организациям, перечень которых в пункте 3 части 1 статьи 17 Закона о государственной гражданской службе является исчерпывающим, относятся: общественные организации; потребительские кооперативы, в том числе жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы; товарищества собственников недвижимости.

Что касается других форм, то тут уже действует запрет. В том числе, в законе говорится о том, гражданские служащие не могут входить в состав коллегиальных органов управления некоммерческих организаций, созданных в организационно-правовой форме Ассоциаций (Союзов). А согласно Градкодексу, Национальные объединения саморегулируемых организаций и являются общероссийскими негосударственными некоммерческими организациями, которые, собственно, создаются в форме Ассоциации (Союза). Да и в Уставе как НОСТРОЙ, так и НОПРИЗ записано, что Нацобъединение является некоммерческой организацией, созданной именно в форме Ассоциации.

Также представляется важным обратить внимание на следующее обстоятельство. На Минстрой России возложена государственная функция по осуществлению государственного контроля за деятельностью Национальных объединений саморегулируемых организаций. Ситуация, при которой представители государственного контролирующего ведомства в составе коллегиального органа участвует в управлении подконтрольной организацией (то есть, по существу – осуществляет контроль над самим собой) может содержать признаки конфликта интересов и создаёт очевидные угрозы для коррупционных проявлений.

Источник: Информационный портал «ЗаНоСтрой»