Правительство разъясняет: контроль и дисциплинарные меры в СРО должны быть разделены

11 06 законВ связи с многочисленными обращениями от саморегулируемых организаций Аппарат НОСТРОЙ обратился в Минстрой и Минэкономразвития России с просьбой разъяснить нормы действующего законодательства, касающиеся вопросов формирования и полномочий специализированных органов СРО.

Минстрой и Минэкономразвития России сообщают, что в соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» некоммерческой организацией для осуществления деятельности в качестве СРО должны быть сформированы специализированные органы, созданные в обязательном порядке постоянно действующим коллегиальным органом управления.

К таким специализированным органам в соответствии с частью 1 статьи 19 Закона относятся:

  • орган, осуществляющий контроль за соблюдением членами СРО требований стандартов и правил СРО;
  • орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия.


Исходя из вышеуказанных норм, саморегулируемые организации обязаны создать два специализированных органа. Формирование единого специализированного органа, осуществляющего контроль за членами СРО и осуществляющего рассмотрение дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия, недопустимо.

В соответствии с пунктом 6 части 7 статьи 17 ФЗ-315 к компетенции постоянно действующего коллегиального органа управления СРО относится принятие решения о вступлении в члены СРО или об исключении из членов.

Согласно пункту 7 статьи 55.10 Градостроительного кодекса принятие решения об исключении из членов СРО является исключительной компетенцией общего собрания СРО. А в случае, указанном в части 7 статьи 55.8 Градкодекса, а именно: отсутствие у индивидуального предпринимателя или юридического лица свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, решение об исключении из членов СРО вправе принять постоянно действующий коллегиальный орган управления СРО.

Таким образом, прием в члены СРО осуществляется только по решению постоянно действующего коллегиального органа, а исключение из членов СРО осуществляется по решению общего собрания или постоянно действующего коллегиального органа в случае, указанном в части 7 статьи 55.8 Градкодекса.

Передача полномочий по приему в члены СРО и исключению из членов специализированным органам СРО противоречит действующему законодательству России.

По информации НОСТРОЙ