12585365963658Когда следует дополнить компфонд обеспечения договорных обязательств?

В ФАУ «РосКапСтрой» Минстроя России уверены, что заказчик вправе отклонить заявку, если совокупный размер обязательств участника закупки по договору, заключенному с использованием конкурентных способов, превышает уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств. Федеральная антимонопольная служба, как следует из принятых решений региональными УФАС, придерживается другого мнения.

В работе прошедшего в Санкт-Петербурге круглого стола «Контрактная система в сфере закупок: важнейшие изменения в нормативном регулировании и правоприменительной практике» приняла участие директор правового департамента ФАУ «РосКапСтрой» Минстроя России Елена Шабанова. Свой доклад представитель «РосКапСтроя» адресовала государственным и муниципальным заказчикам строительных подрядов и подробно остановилась на требованиях к участникам закупок, которые вступили в силу с 1 июля 2017 года согласно 372-ФЗ, а также на особенностях заключения таких контрактов.

В частности, Елена Шабанова остановилась на вопросах, на которые следует обратить внимание при рассмотрении второй части заявки, в том числе, на наличие выписки из реестра СРО, которая должна быть выдана не ранее чем за месяц до даты окончания срока подачи заявок (ч. 4 ст. 55.17 ГрК РФ, п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона N 44-ФЗ). Заказчику также нужно убедиться, что участник закупки не исключен из СРО и проверить, имеет ли он право выполнять закупаемые работы. Кроме того, уровень ответственности должен соответствовать цене, которую предложил участник аукциона.

«Если при рассмотрении заявок на строительный контракт предложение участника с первым уровнем ответственности составило 85 млн рублей, то его заявку надо отклонить, так как предельный размер обязательств по первому уровню составляет 60 млн», - сообщила Елена Шабанова. По ее словам, практика рассмотрения споров по этим вопросам показывает, что антимонопольная служба занимает иную позицию. В ФАС считают, что заявку отклонять нельзя, пока не объявлен победитель, так как участник может увеличить свой уровень ответственности до заключения контракта. 

Однако, по мнению представителя ФАУ «РосКапСтрой», в этом случае у заказчика нет возможности повторно проверить уровень ответственности исполнителя. Докладчик полагает также, что многие другие вопросы пока не урегулированы законодательством – например, банкротство подрядчика или невыполнение ч. 4 ст. 55.4 Градостроительного кодекса РФ, когда из 30 членов строительной СРО, которые были намерены участвовать в заключении договоров с использованием конкурентных способов заключения и сформировали компфонд ОДО, кто-нибудь отозвал заявление. Чтобы не оказаться заложниками таких ситуаций и избежать ущерба, «РосКапСтрой» советует заказчику прописать в договоре возможность его расторжения в подобных случаях. Кроме того, Елена Шабанова выразила надежду, что саморегулируемые организации и нацобъединения разработают внутренние документы, которые позволят контролировать членов СРО на предмет соответствия стоимости заключенных ими государственных и муниципальных контрактов уровню ответственности и объему компфонда ОДО как можно чаще. Например, перед каждым выходом на торги, а не только по ежегодным отчетам, которые теперь предоставляются до 1 марта каждого года.

Надо отметить, что проблема недобросовестного исполнения подрядных работ в последнее время обострилась несмотря на огромные средства, выделяемые государством. По данным участника круглого стола гендиректора АО «Российский аукционный дом», члена генерального совета «Деловой России» Андрея Степаненко, в 2017 год совокупный объем государственного, муниципального заказа и закупок госкомпаний составил 29,5 трлн рублей, или примерно 36% ВВП. В Санкт-Петербург в сфере строительства на 2018 год запланировано 63 крупные закупки на общую сумму 11,9 млрд рублей. В том числе, 12 закупок по СРМ на общую сумму свыше 10 млрд рублей и 51 закупка ПИР на общую сумму более 1 млрд рублей. При этом, по словам заместителя председателя Комитета по строительству Александра Постраша, задолженность компаний в рамках госконтрактов по выданным ранее авансам достигла 14 млрд. Поэтому решением Правительства Санкт-Петербурга авансирование будет предоставляться в исключительных случаях.

Информационный портал «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)

Когда следует дополнить компфонд обеспечения договорных обязательств?

В ФАУ «РосКапСтрой» Минстроя России уверены, что заказчик вправе отклонить заявку, если совокупный размер обязательств участника закупки по договору, заключенному с использованием конкурентных способов, превышает уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств. Федеральная антимонопольная служба, как следует из принятых решений региональными УФАС, придерживается другого мнения.

В работе прошедшего в Санкт-Петербурге круглого стола «Контрактная система в сфере закупок: важнейшие изменения в нормативном регулировании и правоприменительной практике» приняла участие директор правового департамента ФАУ «РосКапСтрой» Минстроя России Елена Шабанова. Свой доклад представитель «РосКапСтроя» адресовала государственным и муниципальным заказчикам строительных подрядов и подробно остановилась на требованиях к участникам закупок, которые вступили в силу с 1 июля 2017 года согласно 372-ФЗ, а также на особенностях заключения таких контрактов.

В частности, Елена Шабанова остановилась на вопросах, на которые следует обратить внимание при рассмотрении второй части заявки, в том числе, на наличие выписки из реестра СРО, которая должна быть выдана не ранее чем за месяц до даты окончания срока подачи заявок (ч. 4 ст. 55.17 ГрК РФ, п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона N 44-ФЗ). Заказчику также нужно убедиться, что участник закупки не исключен из СРО и проверить, имеет ли он право выполнять закупаемые работы. Кроме того, уровень ответственности должен соответствовать цене, которую предложил участник аукциона.

«Если при рассмотрении заявок на строительный контракт предложение участника с первым уровнем ответственности составило 85 млн рублей, то его заявку надо отклонить, так как предельный размер обязательств по первому уровню составляет 60 млн», - сообщила Елена Шабанова. По ее словам, практика рассмотрения споров по этим вопросам показывает, что антимонопольная служба занимает иную позицию. В ФАС считают, что заявку отклонять нельзя, пока не объявлен победитель, так как участник может увеличить свой уровень ответственности до заключения контракта. 

Однако, по мнению представителя ФАУ «РосКапСтрой», в этом случае у заказчика нет возможности повторно проверить уровень ответственности исполнителя. Докладчик полагает также, что многие другие вопросы пока не урегулированы законодательством – например, банкротство подрядчика или невыполнение ч. 4 ст. 55.4 Градостроительного кодекса РФ, когда из 30 членов строительной СРО, которые были намерены участвовать в заключении договоров с использованием конкурентных способов заключения и сформировали компфонд ОДО, кто-нибудь отозвал заявление. Чтобы не оказаться заложниками таких ситуаций и избежать ущерба, «РосКапСтрой» советует заказчику прописать в договоре возможность его расторжения в подобных случаях. Кроме того, Елена Шабанова выразила надежду, что саморегулируемые организации и нацобъединения разработают внутренние документы, которые позволят контролировать членов СРО на предмет соответствия стоимости заключенных ими государственных и муниципальных контрактов уровню ответственности и объему компфонда ОДО как можно чаще. Например, перед каждым выходом на торги, а не только по ежегодным отчетам, которые теперь предоставляются до 1 марта каждого года.

Надо отметить, что проблема недобросовестного исполнения подрядных работ в последнее время обострилась несмотря на огромные средства, выделяемые государством. По данным участника круглого стола гендиректора АО «Российский аукционный дом», члена генерального совета «Деловой России» Андрея Степаненко, в 2017 год совокупный объем государственного, муниципального заказа и закупок госкомпаний составил 29,5 трлн рублей, или примерно 36% ВВП. В Санкт-Петербург в сфере строительства на 2018 год запланировано 63 крупные закупки на общую сумму 11,9 млрд рублей. В том числе, 12 закупок по СРМ на общую сумму свыше 10 млрд рублей и 51 закупка ПИР на общую сумму более 1 млрд рублей. При этом, по словам заместителя председателя Комитета по строительству Александра Постраша, задолженность компаний в рамках госконтрактов по выданным ранее авансам достигла 14 млрд. Поэтому решением Правительства Санкт-Петербурга авансирование будет предоставляться в исключительных случаях.


Информационный портал «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)