ef3726e3О нюансах повестки общих собраний: ничтожное «Разное»

В настоящее время по всей нашей необъятной Родине проходят итоговые очередные общие собрания членов саморегулируемых организаций за 2017 год. И почти все повестки дня таких собраний заканчиваются традиционным вопросом «Разное».

Многие специалисты в области корпоративного права весьма негативно относятся к подобного рода формулировке вопроса повестки общего собрания, под которой может скрываться, и, что греха таить, часто скрывается множество важных решений: начиная от финансовых (установление дополнительных целевых взносов на что-либо, финансовая помощь каким-либо аффилированным лицам, премирование руководящих органов СРО и пр.) и заканчивая решениями об исключении лиц из состава членов СРО.

В теории права повестка дня – это перечень вопросов, которые должны быть вынесены на обсуждение, голосование и принятие по ним решения корпоративными членами. Есть ряд принципов, касающихся формирования повестки собрания:

  •      перечень вопросов должен быть заранее известен членам собрания, чтобы они могли оценить степень своей заинтересованности в обсуждении проблем и их разрешении;
  •      повестка дня не может касаться вопросов вне пределов компетенции собрания;
  •      перечень вопросов не может меняться в ходе собрания, если на собрании отсутствует 100% членов корпорации, которые голосуют за изменение повестки;
  •      все вопросы повестки дня должны быть рассмотрены в ходе обсуждения и голосования;
  •      все решения должны быть по факту голосования отражены в протоколе собрания.

В то же время возникает вопрос: а как следует понимать такой пункт повестки дня как «Разное»? И достаточна ли сама по себе формулировка вопроса в таком виде? Можно ли включать пункт «Разное» в повестку дня без конкретизации вопроса?

За разъяснениями специалисты СРО обратились в Минюст России.

Письмом от 28.02.2018 года №11-27085/18* Минюст России в лице Департамента по делам некоммерческих организаций указал, что в соответствие с пунктом 2 статьи 181.2 Гражданского кодекса при наличии в повестке дня собрания нескольких вопросов по каждому из них принимается самостоятельное решение, если иное не установлено единогласно участниками собрания. Требования к содержанию протокола установлены пунктами 3-5 статьи 181.2 Гражданского кодекса. Запретов на указание в повестке дня каких-либо вопросов, в том числе вопроса «разное», действующим законодательством не предусмотрено.

Полагаем, что указанное разъяснение Минюста России, прежде всего, не совсем согласуется с позицией Верховного Суда РФ и судебной практикой арбитражных судов. Так, например, в пункте 103 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что по смыслу пункта 1 статьи 2, пункта 6 статьи 50 и пункта 2 статьи 181.1 ГК РФ под решениями собраний понимаются решения гражданско-правового сообщества, т.е. определенной группы лиц, наделенной полномочиями принимать на собраниях решения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия, обязательные для всех лиц, имевших право участвовать в таком собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.

Согласно пункту 5 статьи 181.5 Гражданского кодекса решение собрания также ничтожно в случае, если оно принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания.

Таким образом, не каждый вопрос может быть принят к рассмотрению общим собранием членов корпорации, а только относящийся к компетенции собрания.

Формулировка вопроса повестки собрания как «Разное» не позволяет сделать вывод о том, относится ли этот вопрос к компетенции общего собрания или нет. Более того, если в повестке дня, направленной членам корпорации заблаговременно, не указан перечень более конкретных проблем, скрывающихся под обтекаемым «Разным», относящихся к компетенции собрания и требующих решения общего собрания членов корпорации, то можно утверждать, что принятие таких решений будет являться ничтожным в силу пункта 1 статьи 181.5 Гражданского кодекса. Так, согласно пункту 1 статьи 181.5 Гражданского кодекса решение собрания ничтожно в случае, если оно принято по вопросу, не включенному в повестку дня.

Основываясь на вышеизложенном, во избежание корпоративных споров и конфликта интересов портал "Правда о СРО" рекомендует саморегулируемым организациям при формировании повесток общих собраний членов избегать размытых формулировок вопросов типа «Разное» или «Прочее» и руководствоваться непосредственно действующим законодательством, а не разъяснениями органов исполнительной власти, не являющимися источником права.

Источник: "Правда о СРО"