11522596Леонид Хвоинский: «Работу по стандартизации надо продолжать!»

Программа стандартизации НОСТРОя нуждается в актуализации и дополнениях, но останавливать ее нельзя

Одним из вопросов предстоящего Всероссийского съезда саморегулируемых организаций в области строительства станет обсуждение и утверждение новых подходов к разработке стандартов. Редакция портала "АНСБ" обратилась к генеральному директору саморегулируемой организации «Союз дорожно-транспортных строителей «СОЮЗДОРСТРОЙ» Леониду Хвоинскому с просьбой поделиться опытом разработки и методами эффективного контроля за применением стандартов Ассоциации «НОСТРОЙ».

- Леонид Адамович, саморегулируемому сообществу известно, что СОЮЗДОРСТРОЙ - один из самых активных разработчиков стандартов. С чем это связано? Возможно, с недостатком нормативной базы в области дорожно-транспортного строительства?

-Это связано с тем, что нормативная база в области дорожно-транспортного строительства, как и в любой другой строительной сфере, должна находиться в постоянном развитии, ее необходимо регулярно дополнять данными о правильном использовании новых материалов, правилами применения современных инновационных технологий. Именно на такой гибкий и поступательный подход к вопросам стандартизации процессов выполнения строительных работ рассчитывало государство, предоставляя саморегулируемому сообществу российских строителей право разработки стандартов.

Наиболее полно этим правом воспользовались СРО, объединенные по отраслевому принципу. И секрет этого прост -  в них состояли предприятия, занятые одним общим делом. Руководители, инженеры, специалисты наших организаций хорошо знают, что требуется для развития дорожно-транспортного строительства. Именно они подают предложения о разработке порядка использования новой для России техники и технологии. В числе таких предложений было обоснование применения 3-D системы нивелирования, использования композиционных материалов для сооружения пешеходных мостов, санации водопропускных труб фотоотверждаемым полимерно-тканевым рукавом и многое другое.

Все идеи и предложения обсуждались на заседании созданного при Совете СОЮЗДОРСТРОЯ Технического комитета, состоящего из 65 профессионалов в сфере дорожно-транспортного строительства. Затем решение о разработке стандартов принималось на Общем собрании. В ходе разработки СТО проходили публичные обсуждения, экспертизу в профильных технических комитетах по стандартизации Росстандарта, согласовывались Комитетом по транспортному строительству и Советом НОСТРОЙ.

По такому принципу были сформированы 52 стандарта по дорожно-транспортному строительству, которые СОЮЗДОРСТРОЙ разрабатывал на паритетных началах с Ассоциацией «Национальное объединение строителей». Еще четыре документа разработаны нами и приняты как стандарты саморегулируемой организации.

Все разрабатываемые документы легко вписываются в СТО 60452903 СОЮЗДОРСТРОЙ 1.01-2012 «Система стандартизации СОЮЗДОРСТРОЙ. Структура системы нормативных документов НП «МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ». Часть 1. Дорожное хозяйство. Правила построения, изложения, оформления и обозначения стандарта организации».

- С какими сложностями сталкиваются разработчики стандартов?

На первых порах главная сложность заключалась в отсутствии опыта работы над стандартами и в недостатке свежей нормативно-технической информации. На рубеже веков в нашей стране работа по техническому регулированию была заброшена. Для изучения современных тенденций и внесения их в разрабатываемые стандарты приходилось обращаться к зарубежному опыту. Например, при подготовке СТО НОСТРОЙ «Мостовые сооружения. Опорные части. Правила устройства, контроль выполнения и требования к результатам работ» в 2015 году был выполнен перевод с немецкого языка книги «Опорные части в строительстве» объемом 630 стр. А до этого СРО «СОЮЗДОРСТРОЙ» выполнила работу по переводу 33 нормативно-технических документов Германии общим объемом 3400 страниц и 5 американских нормативных документов объемом 217 страниц. Переводы прошли рецензирование специалистами МАДИ, их аутентичность подтверждена ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» при Росстандарте.

- Каким образом осуществляется внедрение стандартов НОСТРОЙ в практику современного строительства? Насколько они важны для строителей?

- Применение стандартов НОСТРОЙ в строительных компаниях во многом зависит от того, каким образом эти документы будут использованы при организации государственных и муниципальных закупок, проведении строительного контроля и надзора, при разработке проектной документации (прежде всего - проекта организации строительства (ПОС), входящего в состав проектной документации), рабочей документации (проекта производства работ (ППР), технологических карт (ТК), входящих в состав рабочей документации).

В настоящее время НОСТРОЙ совместно с саморегулируемыми организациями проводит комплекс мероприятий по обеспечению применения стандартов и обязательному их учету в ходе организации государственных закупок, а также при проведении строительного контроля и надзора. Для этого Национальное объединение строителей подписало соглашения о сотрудничестве (в том числе о совместной разработке и применении стандартов НОСТРОЙ) с Федеральным дорожным агентством (Росавтодор), ОАО «РЖД», Государственной компанией Российские автомобильные дороги» (ГК «Автодор»).

В ряде субъектов РФ (Москва, Волгоградская область, Республика Башкортостан) разработаны распорядительные документы органов власти субъектов РФ по вопросу применения стандартов СРО (НОСТРОЙ) в качестве региональных методических документов по строительству. Также проводится работа по согласованию стандартов организации в области строительства автомобильных дорог, мостовых сооружений и аэродромов с Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта Российской Федерации (Росавтодор).

Данные опроса организаций-членов СРО «СОЮЗДОРСТРОЙ» показали, что стандарты организации в области транспортного строительства успешно применяются на 387 объектах дорожно-транспортного комплекса более чем в 60 регионах. Полный перечень объектов приводится на нашем сайте.

- Каким образом в СОЮЗДОРСТРОЕ осуществляется контроль применения стандартов НОСТРОЙ?

- Всего за прошедшие годы саморегулируемым сообществом разработано и принято 236  стандартов  и  рекомендаций.  Из них в 2017 году Ассоциация «НОСТРОЙ» определила 141 стандарт, включая и разработанные нами 47 СТО, применение которых подлежит обязательному контролю со стороны саморегулируемых организаций.          Но в СОЮЗДОРСТРОЕ контроль за применением стандартов ведется уже несколько лет. В соответствии с Приложением № 6 к Унифицированным правилам контроля в области саморегулирования «Порядок организации и проведения проверок соблюдения стандартов СРО» были разработаны дополнения (карты контроля) к утвержденным СТО НОСТРОЙ. В настоящее время утверждено 76 карт контроля, в том числе 44 карты контроля к стандартам организации в области строительства автомобильных дорог, мостовых сооружений и аэродромов. В них заносятся результаты проверки члена СРО на предмет соблюдения требований стандартов организации.

- В каком направлении, на ваш взгляд, должна развиваться работа по техническому регулированию в строительстве?

В первую очередь необходимо провести актуализацию ранее разработанных СТО НОСТРОЙ. Такая работа должна проводиться не реже одного раза в пять лет, чтобы учесть все технические и технологические изменения.

Что касается нормативно-технических документов по дорожно-транспортному строительству, их необходимо привести в соответствие разработанным межгосударственным стандартам, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011).

Кроме того, у нас есть новые обоснованные предложения от дорожно-строительных организаций о необходимости разработки СТО НОСТРОЙ в области строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог и мостовых сооружений, например, по устройству вантовых мостов, устройству монолитных водоотводных лотков и бортового камня бетоноукладчиком со скользящими формами и другим темам. Мы уверены, что работу по стандартизации надо продолжать!

Источник: АНСБ