tysenko 4Эксперт Евгений Тысенко о сроках оплаты работ по госзаказу

В начале октября Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал Постановление от 7 октября 2017 г. №1226 «О внесении изменений в типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций».

Согласно указанному документу, государственный и муниципальный заказчик обязан оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 15 дней с даты подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора.

Таким образом, предельный срок для добровольной оплаты выполненных работ (оказанных услуг, поставленного товара) для заказчика сократился вдвое, что, теоретически, не может не радовать в том числе членов саморегулируемых организаций строительного комплекса России.

За практическими комментариями по поводу указанных изменений портал "Правда о СРО" обратился к юристу и эксперту в области саморегулирования и строительного подряда Евгению Тысенко. Спешим поделиться экспертным мнением!

В последние два года государственные заказчики изыскательских, проектных и строительно-монтажных работ повсеместно нарушают сроки оплаты выполненных и сданных по актам работ. Арбитражные суды завалены очевидными исками, так как стала крайне распространенной позиция многих государственных заказчиков — без решения суда и исполнительного листа принципиально подрядчику ничего не платить. К сожалению, суды снисходительны к такому поведению государственных и муниципальных органов, так как речь идет о бюджетных средствах.

К слову сказать, только во втором полугодии этого года я веду в арбитражном суде Москвы и Московской области уже шесть подобных дел, где имеются подписанные заказчиками акты сдачи-приемки подрядных работ, но от оплаты они уклоняются.

Указанная позиция, конечно, позволят решить госзаказчику какие-то его финансовые затруднения в ближайшей перспективе. Однако в контрактах имеются и санкции в пользу подрядчиков, а, это значит, что в конечном итоге бюджет затратит гораздо больше средств на исполнение решения суда. Также государственный (муниципальный) контракт при такой ситуации теряет привлекательность для частных подрядчиков. В настоящее время госзаказчика спасает только то, что иных подрядных работ на рынке крайне мало по всем известным нам причинам.

Правительство России, органы прокуратуры, финансового контроля, а также органы местной власти на уровне субъектов каждый день разбирают сотни жалоб подрядчиков на нарушения подведомственными государственными и муниципальными заказчиками своих обязательств по государственным и муниципальным контрактам, главным образом по оплате или своевременной оплате выполненных и сданных работ.

По всей видимости, указанное Постановление Правительства призвано с одной стороны, действительно, навести порядок и ужесточить норму по оплате выполненных работ, оказанных услуг и поставленного товара для государственных и муниципальных нужд, а, с другой стороны, на какое-то время снять социальную напряженность у малого и среднего бизнеса, а также социально-ориентированных НКО, подарив им на 3-4 месяца надежду, а-ля: «ну, теперь всё, наконец-то, наладится».

По моему же мнению, ситуация в целом никак не изменится. Дело совершенно не в том, какой срок установлен в контракте для оплаты работ – 30 дней, 15 дней или вообще 5 дней… Дело в политике государственного заказчика в отношении своих подрядчиков, которая зачастую сводится к философии, что подрядчик – это субъект второго сорта и вечнообязанное лицо, этакий крепостной, которому вообще-то посчастливилось работать с замечательным государственным заказчиком, и только этому одному обстоятельству подрядчик уже и должен быть рад. Деньги?!! Какие деньги???

Вопрос нужно решать введением персональной ответственности руководителей государственного или муниципального заказчика за нарушения условий государственного (муниципального) контракта.

Евгений Тысенко, "Правда о СРО"