8204KotenkovПётр Котенков: И 372-ФЗ, и 126-ФЗ своими нормами великодушно разрешили некоторым СРО раздать средства КФ собственным членам. А могли бы и запретить…

Градостроительный кодекс РФ в редакции принятого 3 июля 2016 года 372-ФЗ, а также принятого совсем недавно – 18 июня 2017 года 126-ФЗ определяет, что компенсационных фондов у СРО может быть только два. Компенсационный фонд возмещения вреда (КФ ВВ) и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств (КФ ОДО). На это обращает эксперт Общественного Совета по развитию саморегулирования Пётр Котенков. Передаём слово Петру Александровичу.
***
Такое положение дел закреплено частями 1 и 2 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ:

«1. Саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда несёт солидарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных статьёй 60 настоящего Кодекса».

И, соответственно, следующая часть:

«2. Саморегулируемая организация в случаях, установленных настоящим Кодексом, в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации или по договорам строительного подряда, заключённым с использованием конкурентных способов заключения договоров, дополнительно формирует компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случаях, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 55.4 настоящего Кодекса. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств несёт субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов в случаях, предусмотренных статьей 60.1 настоящего Кодекса».

Таким образом, исходя из этого, иных компенсационных фондов у СРО в сфере строительства, проектирования и изысканий не предусмотрено. Также закон ни словом не упоминает те средства, которые остались от компенсационных фондов с прошлых лет. То есть те средства, которые были у СРО до 3 июля 2016 года. Ведь как уже не раз указывали эксперты, до 3 июля 2017 года был один компенсационный фонд, а после принятия 372-ФЗ компенсационных фондов стало два – так называемый компенсационный фонд ВВ и компенсационный фонд ОДО.

И вот эти самые КФ ВВ и КФ ОДО формируются не сами по себе из воздуха, или как хотели бы некоторые демагоги, а исключительно на основании заявления его членов, то есть в письменной форме. Члены пишут заявления, СРО производит расчёт ранее внесённых средств. Затем СРО формирует расчёт и отправляет его члену СРО и информирует его о суммах, которые он должен доплатить или принять его прежний размер из ранее внесённых взносов. Таким образом возникает формируемая сумма.

В настоящее время процесс формирования компенсационных фондов ещё идёт. Кто-то уже сформировал сумму, а кто-то только находится в процессе этого. Но часть СРО, ранее исключённых из Госреестра, скажем, в мае или июне, не формировали никаких компенсационных фондов возмещения вреда и обеспечения договорных обязательств. Поэтому все собранные до 3 июля средства эти СРО, очевидно, могут раздать своим членам. Поскольку старого компенсационного фонда не существует, а новый они так и не сформировали. И никому теперь они никакие деньги передавать не должны!

Потому что часть 14 статьи 55.16 Градостроительного кодекса сформулирована следующим образом: «14. В случае исключения сведений о саморегулируемой организации из Государственного реестра саморегулируемых организаций средства компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательствсаморегулируемой организации в недельный срок с даты исключения таких сведений подлежат зачислению на специальный банковский счёт Национального объединения саморегулируемых организаций, членом которого являлась такая саморегулируемая организация, и могут быть использованы только для осуществления выплат в связи с наступлением солидарной или субсидиарной ответственности саморегулируемой организации по обязательствам членов такой организации, возникшим в случаях, предусмотренных соответственно статьями 60 и 60.1 настоящего Кодекса».

Таким образом, раз не сформированы КФ ВВ и КФ ОДО, то, следовательно, не надо и ничего перечислять. Поскольку эта норма касается только этих двух фондов. А если их нет, то соответственно и оснований для перечисления тоже нет. Далее по тексту части 14-ой статьи 55.16 указано, что средства КФ ВВ и КФ ОДО могут быть использованы для осуществления выплат в связи с наступлением солидарной или субсидиарной ответственности по обязательствам членов СРО. И в этом случае Нацобъединения должны были бы исполнять за СРО эту обязанность. Но раз КФ ВВ и КФ ОДО не формировались, то никто никоим образом и не гарантировал ответственность перед любыми третьими лицами, а, соответственно, производить выплаты, по сути, просто некому из этих несформированных фондов. Потому и справедливо, что не надо их в Нацобъединения перечислять как, впрочем, и решили законодатели, всем составом Государственной Думы РФ почти единогласно, проголосовав именно за такую формулировку. А потом Совет Федерации посчитал, что правильно нижняя палата решила. А после Президент России Владимир Путин своей твёрдой рукой поставил подпись, тем самым подтвердив, что нет КФ ВВ или КФ ОДО, не успели его сформировать, – то, значит, нечего и перечислять.

А что-же в таком случае членам этих самых СРО исключённых из Госреестра делать с этими деньгами?

Ответ на этот вопрос содержит Гражданский кодекс Российской Федерации.

Согласно 8 статьи 63 ГК РФ, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица – некоммерческой организации передаётся его учредителям (участникам).

Поскольку СРО – это некоммерческая организация, объединяющая равноправных участников, то совершенно справедливо будет распределить эти средства между всеми членами союза или ассоциации. Конечно, если деньги остались, поскольку зачастую денег у исключённой СРО именно в денежной форме на момент исключения и не остаётся. Чаще это лишь право требования к банкротным банкам. Ну, это уж кому как повезло.

К этой же когорте счастливчиков, которые могут распределить средства компенсационного фонда между собой, можно отнести и огромное количество СРО, которые могут исключить после 1 октября 2017 года, если только они не найдут средства, чтобы восполнить средства компенсационных фондов до так называемого «исторического максимума». Впрочем, не факт, что его надо восполнять. 126-ФЗ предполагает расплывчатые формулировки, допуская различные трактовки его положений. Но в любом случае около 250-ти СРО могут лишиться своего статуса. И тут уже важно для руководителей этих исключённых СРО – смогут ли они раздать собранные деньги своим членам, чтобы те смогли пойти и самостоятельно их перечислить в качестве взноса в новые СРО, или же утратить их, перечислив в Национальные объединения.

Хотя и не во всех случаях положено их перечислять.

И здесь надо самим руководителям быть бдительными и принимать решение, исходя из ситуации. Поскольку если всё же КФ ВВ и КФ ОДО будут сформированы, то в соответствии с Градкодексом для СРО, лишившейся статуса, наступает обязанность их перечисления в Национальные объединения, что само по себе бессмысленно и не решает проблемы членов СРО. И сам собой напрашивается вопрос: если всё равно на выход, то зачем формировать КФ ВВ и КФ ОДО?! И тут уж каждый должен определяться самостоятельно, поскольку и в том, и в другом случае наступают различные правовые последствия.


Источник: ЗаНоСтрой.РФ