14 мая в Санкт-Петербурге в «Княжеском зале» Николаевского дворца состоялось первое заседание Общественного совета в сфере саморегулирования.  Инициаторами заседания выступили 4 саморегулируемые организации: Ассоциация строителей «Строители железнодорожных комплексов», СРО НП «Центр объединения строителей «СФЕРА-А»,  НП «Управление Строительными предприятиями Петербурга» и СРО НП «СоюзПетроСтрой-Проект». Однако эту инициативу сразу поддержали в общей сложности 52 саморегулируемые организации Северо-Западного Федерального Округа, что составило 52% от всех саморегулируемых организаций строительной, проектной и изыскательской сферы Округа.

VL0A9532Таким образом, 33 участника заседания  представляли 52 саморегулируемые организации, поскольку, как известно,  ряд крупных организаций включают в себя комплексно строительные, проектные и изыскательские СРО. Также присутствовали представители московских саморегулируемых организаций в количестве 3 человек.

Другие участники заседания Общественного совета представляли соответственно: представители Законодательного собрания Санкт-Петербурга, юридические фирмы, строительные организации, входящие в представленные на заседании СРО, представители прессы (в частности, авторитетный портал, пишущий о саморегулировании all-sro.ru).

Открыл заседание Общественного совета, его председатель Константинов И.И. Секретарем заседания единогласно был избран Афанасьев С.В., представивший вопросы повестки дня:

1.О формировании Общественного Совета. Докладчик Константинов И.И.

2.О положениях и регламентах Общественного совета. Докладчик Юсупджанов В.И.

3.О необходимости Общественного совета, как структуры дополняющей существующие формирования в саморегулировании, а не замещающей их. Докладчик Чижов С.В.

4.О необходимости регламентации порядка исключения саморегулируемых организаций из реестра. Докладчик Афанасьев С.В.

5. Доклад эксперта постоянной комиссии по промышленности, экономике и собственности Законодательного Собрания Санкт-Петербурга о саморегулировании. Докладчик Черниговский М.З.

6.Об образовательных стандартах, профессиональных стандартах и развитии Академии НОСТРОЙ. Докладчик Орозбаева А.А.

Открывший заседание Илья Константинов довел до присутствующих цели и задачи формируемого общественного совета, которые изначально были высказаны учредителями и поддержаны присутствующими представителями 52 саморегулируемых организаций. Выступающий сообщил, что по Северо-Западу уже созданы и работают ряд общественных советов, такие как: Общественный совет по Северо-Западному Федеральному Округу  (при полномочном представителе Президента), Общественный совет при Комитете по строительству Санкт-Петербурга, Общественный совет при Российском Союзе Строителей, другие общественные советы. Каждый из этих общественных советов решает свои прикладные задачи в интересах тех органов, при которых он создан. В частности, круг вопросов, рассматриваемых Общественным советом при Комитете по строительству Санкт-Петербурга, очерчен качеством и сроками строительства, добросовестностью застройщиков, качественным и своевременным выполнением муниципальных заказов в сфере строительства. Другие общественные советы так же занимаются вопросами, входящими в компетенцию тех органов, при которых они созданы.

Таким образом, проблемами саморегулируемых организаций авторитетно и на постоянной основе ни один из существующих советов не занимается, что свидетельствует о незанятости данной ниши, которая может и должна приносить пользу всем саморегулируемым организациям.

Также председательствующий на заседании Илья Константинов выразил общее мнение собравшихся, а также участников рабочих встреч, проведенных в рамках подготовки первого заседания Общественного совета в сфере саморегулирования, о том, что перспективы и задачи, которые могут входить в компетенцию данного Общественного совета охватывают интересы не только СРО Северо-Запада, но и все прочие саморегулируемые организации в целом по стране. То есть, этот Совет должен носить не региональный, а федеральный характер, так как и проблемы волнующие сообщество, схожи вне зависимости от региона, где зарегистрирована та или иная саморегулируемая организация в сфере строительства, проектирования, инженерных изысканий и энергоаудита.

Также докладчик отметил, что данный Совет создается не при какой-то властной структуре, а при российских саморегулируемых организациях общестроительной сферы, и главное, что следует отметить - он не направлен против какой-либо существующей организации, будь то Национальное объединение  или другие государственные и общественные формирования.

Общественный совет призван действовать в интересах всех участников сферы саморегулирования: Национальных объединений, СРО, рядовых организаций в них входящих. При этом круг вопросов не должен быть ограничен интересами названных участников процессов саморегулирования, а так же учитывать и государственные интересы в сфере строительства проектирования, инженерных изысканий и энергоаудита.

В ходе заседания наиболее подробно был рассмотрен вопрос порядка исключения саморегулируемых организаций  из реестра.  С докладом и презентацией выступил Сергей Афанасьев. Докладчик представил материалы  и оценки, полученные рабочей группой, в состав которой входили эксперты С. Афанасьев, С. Филиппович, Е. Саенко. За базу для работы и последующей оценки была взята ситуация, создавшаяся в ходе заседания Совета НОСТРОЙ 9 апреля сего года, когда 3 СРО попали в список организаций, по которым начата процедура исключения из реестра. Изначально рабочей группой планировалось разобрать ситуацию на примере СРО «Объединение строителей ТЭК», однако данная организация не предоставила документов и не инициировала рассмотрения, потому рабочая группа основывалась на информации, полученной из общедоступных источников, главными из которых являлись протокол заседания Совета НОСТРОЙ от 9 апреля 2015 года, Градостроительный кодекс и другие законодательные акты, регулирующие сферу саморегулирования в строительной сфере.

К удивлению присутствующих, рабочая группа сделала выводы, что Совет НОСТРОЙ действовал в рамках закона и вполне корректно. Таким образом, по оценке рабочей группы, члены Совета НОСТРОЙ, Координатор по Санкт-Петербургу (2 из трех организации из списка зарегистрированы в Санкт-Петербурге), а также руководитель аппарата НОСТРОЙ поступили в рамках закона и своей компетенции. Двойственную оценку рабочая группа дала ситуации с излишним афишированием данной ситуации, о том какие именно организации попали под процедуру предшествующую исключению из реестра. В такой ситуации целесообразно следовать примеру банковской сферы, где законодательно закреплено для предотвращения паники среди клиентов и вкладчиков банков  в официальных уведомлениях указывать только количество банков подверженных взысканиям со стороны регулятора, без указания наименований таких кредитных организаций. Так же были выявлены ошибки самих СРО, которые предоставляли не вполне корректную информацию о себе, что и явилось поводом для рассмотрения и последующего решения Совета НОСТРОЙ по этим организациям.

Достаточно подробно в ходе заседания был рассмотрен вопрос о дополнительном образовании, профессиональных и образовательных  стандартах и о деятельности профильного комитета НОСТРОЙ по данным направлениям. Докладчиком выступила член комитета Айканыш Орозбаева. Материалы к выступлению были подготовлены специалистами СРО «РОСО» и Евгением Карантом, который в настоящий момент назначен ответственным за формирование и направления деятельности учреждаемой Академии НОСТРОЙ. Докладчик ответила на множество вопросов, которые в большинстве своем несли в себе уточняющий характер и положительный посыл.

Заседание проходило в дружеской атмосфере и плодотворной дискуссии и длилось более полутора часов. По окончании заседания председательствующий поставил на голосование вопрос, который звучал следующим образом: «Считаете ли вы данное мероприятие полезным?» Подавляющее большинство, за исключением одного присутствующего проголосовало «За». Торжественному фуршету по окончании заседания предшествовал общий снимок на парадной лестнице Николаевского дворца.

В кулуарах после заседания организаторы обсудили порядок дальнейшей работы, формирование комитетов и рабочих групп, определили первоначальный план мероприятий исходя из понимания потребностей участников саморегулирования по Северо-Западу и в России в целом. Очередное заседание общественного совета состоится в июне 2015 года. Также принято решение о создании сайта Общественного совета и популяризации его деятельности. Обсуждались вопросы финансирования деятельности Общественного совета, решено было не устанавливать членские взносы, а финансировать его за счет поступлений от рекламы на формируемых площадках Совета и иных добровольных поступлений. В частности собравшимся было доложено, что ряд строительных организаций хотели бы поучаствовать в финансировании деятельности Общественного совета за право именоваться «Генеральным инвестором Общественного совета», таким образом, повышая свой общественный статус в глазах партнеров и заказчиков. Также было решено разместить вакансию на должность руководителя аппарата Общественного совета и таким образом начать формирование его штата. Ряд собравшихся руководителей саморегулируемых организаций согласились предоставить рабочие места для формируемого аппарата Общественного совета на безвозмездной основе. Важное резюме участников совещания после заседания Общественного совета, что к формированию и организации данного общественного образования следует отнестись как к работе. На чем и это совещание в более узком кругу было закрыто.