По закону СРО «РОСТ» не вправе передавать средства компенсационного фонда в Национальное объединение

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА

18 августа 2015 года Саморегулируемая организация  Некоммерческое партнерство «Региональное объединение строителей «РОСТ» направило в Арбитражный суд г. Москвы заявление к Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору  о признании недействительным решения органа государственного надзора об исключении сведений о СРО «РОСТ» из государственного реестра саморегулируемых организаций. Заявление принято, дело назначено к рассмотрению.

 

Сложившаяся ситуация является неординарной, но из нее явно вытекают следующие выводы: 

Вывод 1 

Законодательство требует доработки, страдают строители 

Законодательство, регулирующее вопросы исключения из государственного реестра саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства  требует доработки. СРО «РОСТ» вынуждено действовать в рамках действующих  норм законодательства, которое, как показывает практика, оказалось «сырым». В итоге пострадавшими в сложившейся ситуации стали более 600 строительных организаций и индивидуальных предпринимателей – членов СРО «РОСТ». Это именно им  пришлось в срочном порядке  вступить в новые СРО, поскольку они потеряли не только свои свидетельство о допуске, но и поставили под угрозу сам факт своей хозяйственной деятельности и профессиональной репутации.

 

Вывод 2 

 СРО «РОСТ» имеет право на обжалование решения органа государственного надзора об исключении СРО из государственного реестра. 

Согласно п.2 ч. 3 ст.6 ФЗ «О саморегулируемых организациях саморегулируемая организация имеет право от своего имени оспаривать в установленном законодательством Российской Федерации порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения;

 

Право обжалование также закреплено п.1 ст. 46 Конституции Российской Федерации , в соответствии с которой каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В соответствии с п. 2. Ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. 

 

Согласно ч.4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса  РФ  заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. 

 

Также  право обжалования  закреплено  п.4 ст. 21 Федерального закона  от 26.12.2008 N 294-ФЗ  "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в соответствии с которым руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации

 

Таким образом, вынесение решения органом надзора об исключении СРО из государственного реестра СРО не является уже конечным результатом, так как даже,  если решение органа надзора на первый взгляд может выглядеть бесспорным, на самом деле может таковым и  не являться. Во  всех плановых и внеплановых проверках и выводах, сделанных  на основании проведенных проверок органов надзора , имеются неточности и нарушения законодательства РФ, а соответственно, вынесенные решения органов надзора будут подлежать отмене.

 

Вывод 3  При отсутствии вступившего в законную силу  решения суда, СРО «РОСТ» не вправе передавать компенсационный фонд Национальному объединению. Нужно ждать решения суда.

В случае передачи денежных средств компенсационного фонда Национальному объединению, СРО «РОСТ»нарушит права и интересы членов Партнерства.

 

СРО «РОСТ» имеет безоговорочное право на обжалование в суд решения об исключении из государственного реестра саморегулируемых организаций. 

 

В случае передачи компенсационного фонда до обжалования решения органа надзора и получения решения, СРО «РОСТ» нарушает права и интересы членов СРО, та как в последующем, при получении положительного решения суда, СРО «РОСТ» не сможет восстановить права СРО в полном объеме, в связи с тем, что  члены  СРО с момента исключения саморегулируемой организации  из государственного реестра имеют право перейти в иную  СРО. В указанном  случае это  повлечет невозврат  компенсационного фонда в полном объеме со стороны Национального объединения.

 

Тем самым, положительное решение суда после передачи денежных средств компенсационного фонда становится бессмысленным  и может остаться неисполненным, так как СРО уже  не будет соответствовать требованиям закона. Другими словами,  к моменту получения  положительного решения  суда в дальнейшем и после перечисления суммы компенсационного фонда в НОСТРОЙ, действующая СРО «РОСТ» останется и без компенсационного фонда, и без своих членов. 

 

Таким образом, перечисление денежных средств компенсационного фонда в  Национальное объединение  возможно только после вступления решения суда в законную силу. В связи с тем, что  решение органа надзора может быть оспорено, у СРО «РОСТ» имеются сроки для обжалования, то перечисление денежных средств компенсационного фонда на этапе до вступления решения суда в законную силу является незаконным и необоснованным.

 

Вывод 4 Законом не предусмотрены сроки передачи средств компенсационного фонда Национальному объединению

Ч.8 ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что в случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций средства компенсационного фонда саморегулируемой организации подлежат зачислению на счет соответствующего Национального объединения саморегулируемых организаций. При этом, указанная норма не регламентирует сроки, в течение которых  это должно произойти (неделя, месяц, год).

 

Таким образом, СРО "РОСТ" не нарушает действующего законодательства, предусматривающего передачу средств компенсационного фонда в НОСТРОЙ в случае исключения из государственного реестра СРО, а исполняет предусмотренные законом требования в порядке норм Градостроительного кодекса РФ.

 

Вывод 5  Об отсутствии уголовной ответственности 

В настоящий момент у СРО « Рост» отсутствует уголовной ответственность за неосуществление передачи средств компенсационного фонда Национальному объединению  по следующим основаниям:

Согласно ст. 2 Уголовного кодекса Российской Федерации задачами кодекса  являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.

 

Под преступлением, согласно ч.1 ст. 14 УК РФ признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания.

 

При этом, согласно ч.2 ст. 14 УК РФ не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

Пресс-служба Общественного Совета