bv symbol«Регионализация СРО ведёт к коррупции и монополизации» - Афанасьева Лариса Михайловна, СРО "Большая Волга"

Ознакомившись с поправками к проекту ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс и отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования правового регулирования вопросов саморегулирования», подготовленными НОСТРОЙ, хотелось бы отметить, что проделана огромная работа, направленная на устранение пробелов и совершенствование законодательства.

Однако, разработчики поправок, видимо забыли о том, что Российская Федерация – демократическое правовое государство и Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Поправками к п.2 ст. 55.4 Градостроительного Кодекса РФ вводится региональное членство в СРО и тем самым нарушается положение ст. 8 Конституции России, котораягарантирует поддержку конкуренции, единство экономического пространства, свободное перемещение товаров и услуг в Российской Федерации.

          Ч.2 ст. 34 Конституции РФ не допускает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.  Региональное членство в СРО неизбежно приведет к господству на территории субъекта одной саморегулируемой организации, которая будет диктовать условия членства всем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в данном субъекте, а также поставит в более выгодное положение предпринимателей «особо приближенных» к аппарату управления СРО.

Региональное членство в СРО установит приоритет одного субъекта над другим, так как в более выгодном положении оказываются предприниматели, которые зарегистрированы в субъекте РФ, где нет ни одного СРО или в городах федерального значения, где количество СРО более двух. Так в поправке к ч. 3, ст. 55.6 Градостроительного Кодекса РФ определено: «В случае отсутствия на территории субъекта РФ зарегистрированной в установленном законом порядке саморегулируемой организации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеют право обратиться с заявлением о приеме в члены СРО, место нахождения которой находится на территории субъектов РФ, имеющих общую границу с таким субъектом РФ». В случае наличия нескольких приграничных областей у предпринимателей появляется выбор. Преимущества по вступлению в члены СРО в данном выборе получат города федерального значения с количеством саморегулируемых организаций более двух по сравнению с субъектами, где будет только одно СРО. Принятие данных поправок спустя шесть лет после становления саморегулирования не целесообразно и никак не сможет бороться с коммерческими СРО.   

Поправки не просто ограничат свободу выбора предпринимателей по вступлению в саморегулируемую организацию, а в некоторых случаях они полностью ее исключают, наделяя при этом особым правом предпринимателей крупных субъектов и городов федерального значения с количеством СРО более двух.

Принятие поправок о региональном членстве в СРО полностью изменит саму сущность саморегулирования, когда предприниматели самостоятельно выбирали СРО исходя из условий членства, территории ведения бизнеса.