index 1Достоинства и недостатки поправок в Градкодекс обсуждал НОПРИЗ 26 мая в здании правительства Москвы

С одним из основных докладов выступил ответственный секретарь Общественного совета по развитию саморегулирования Сергей Афанасьев.

Представительный круглый стол с участием Президента НОПРИЗ Михаила Посохина и всего руководства Национального объединения изыскателей и проектировщиков состоялся на фоне ожесточенных споров о законопроекте «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ в части совершенствования правового регулирования вопросов саморегулирования».

Рефреном приветственного слова Михаила Посохина звучала фраза «Принятие законопроекта станет печальным финишем саморегулирования. «Есть ряд положений в законопроекте, которые противоречат не только Гражданскому кодексу, но и Конституции Российской Федерации», -  заявил Президент Национального объединения.

Первый Вице-Президент НОПРИЗ Анвар Шамузафаров продолжил мысль руководителя Национального объединения. Он сообщил собравшимся, что не только профессиональное сообщество резко негативно относится к законопроекту, но так же в НОПРИЗ поступили письма от правового управления Администрации Президента РФ, от Федеральной Антимонопольной службы, с целью получения оценки от Национального объединения норм и новаций обсуждаемого законопроекта. «Нам нужно ориентироваться на слова Президента Российской Федерации, который на Госсовете заявил о недопустимости использования служебного положения в саморегулировании в корпоративных интересах организаций. И что же мы видим? Почти сразу, после слов Президента выступают двое руководителей крупнейших строительных организаций, которые беззастенчиво продвигают свои интересы за счет саморегулирования», - отметил Анвар Шамузафаров, известный своей непримиримой позицией в отношении законопроекта.

Сергей Чернов в своем выступлении выделил 12 новаций законопроекта, которые по коллегиальному мнению руководства НОПРИЗ либо требуют значительной доработки, либо в принципе недопустимы.

Далее слово было предоставлено Председателю Комитета НОПРИЗ по саморегулированию Юлии Илюниной. Она в своем выступлении сосредоточилась на процедурных вопросах в принятии законопроекта, отметив, что при активной позиции профессионального сообщества, которая аккумулируется в Национальном объединении, временные рамки не позволят депутатам  принять законопроект в весеннюю сессию, а оставят его на откуп новому составу Думы, которая существенно обновится.

Ответственный секретарь Общественного совета по развитию саморегулирования Сергей Афанасьев, предвосхищая свое выступление, предупредил собравшихся, что его тезисы касаются положительных изменений, которые несет законопроект. «Конечно, отрицательное воздействие, которое привнесут принимаемые законодательно нормы перевешивают все плюсы, однако, и в этой бочке дегтя есть маленькая ложка меда», - заявил эксперт. «Самое основное достоинство законопроекта – это отраженные в нем намерения, но главный и неустранимый недостаток – это реализация этих намерений».

Сергей Афанасьев, взяв за основу 12 новаций законопроекта, получивших отрицательную оценку НОПРИЗ, попытался выделить в них те крупицы достоинств, которые закладывали в них разработчики из Минстроя РФ. В частности он отметил возможный положительный эффект для малого строительного бизнеса от отмены допусков на строительство. Так же Сергей Афанасьев остановился на положении о формировании второго компенсационного фонда. Он заявил, что решение о формировании такого фонда считается принятым, если за его формирование и размер проголосовали более пятидесяти процентов членов такой организации. 

Таким образом, второй компенсационный фонд это право, а не обязанность СРО. Поправки предусматривают также, что даже если второй компенсационный фонд и не сформирован, то это не является основанием для утраты статуса СРО.

Несмотря на общий отрицательный фон по отношению к законопроекту, Сергей Афанасьев удостоился благодарности от Президента НОПРИЗ Михаила Посохина и от председательствующего Координатора НОПРИЗ по Москве Виктора Новоселова, который отметил важность второй стороны дискуссии при острых аргументах, которые представил докладчик.

Важную информацию донес до собравшихся член Совета НОСТРОЙ Николай Маркин. Он доложил об имеющихся у него на руках новых поправках в законопроект, которые в принципе ставят жирную точку на строительном саморегулировании. Поправки уточняют и классифицируют генподрядчиков, которым не требуется членство в СРО. Так подрядчики, имеющие хотя бы 50% государственного участия, быть членами СРО не обязаны.

В рамках дискуссии была выработана однозначная отрицательная оценка законопроекта, которую точно охарактеризовал генеральный директор института «Спецстройпроект» Игорь Симановский: «Законопроект нанесет вред не только саморегулированию, но и строительству и принимать его нельзя». Это резюме было решено внести в письмо, которое будет направлено в Администрацию Президента.

Закрывая заседание, Виктор Новоселов призвал всех представителей профессионального сообщества усилить работу по сохранению института саморегулирования, его совершенствованию согласно концепции принятой Правительством.