Общественный совет получил мнение профессионалов о резонансном законопроекте

Пока Минстрой продолжает безостановочное редактирование поправок в Градостроительный Кодекс, нововведения получают все больше откликов. Огромное количество критических замечаний и негативных отзывов можно найти на просторах интернета и услышать на различных заседаниях.

Так, сегодня, 24 мая в 15:00 представители строительных, проектных, изыскательских СРО участвуют в общем заседании Министерства строительства, чтобы высказаться на эту актуальную тему.

Наиболее горячо звучат отрицательные мнения о том, что закон разрушит систему саморегулирования, а также нанесет существенный вред строительству.

Тем временем, Общественный Совет собрал положительные мнения о законопроекте, ведь, как известно, у каждой медали есть две стороны, и не может быть, что все так плохо. Конечно, о том, что что-то не так, надо заявлять громко и категорично, дабы не нанести вред сфере строительства и сфере саморегулирования. Но в этих голосах подчас тонут голоса представителей строительной сферы, которые видят положительные аспекты в разработанных поправках.

Общественный совет решил собрать имеющиеся положительные отклики. Конечно, их наличие не отметает критические замечания. Однако их следует выделить особо.

Приводим перечень положительных новаций, отмеченных в законе профессионалами сферы строительства и саморегулирования.

Убедительно просим профессиональное сообщество строителей, представителей и руководство саморегулируемых организаций включиться в эту работу и дополнить перечень, либо высказать аргументы в отношении положительных сторон резонансного законопроекта!

Положительные, отрицательные, критические замечания просим направлять по нашему адресу. Мы обязательно опубликуем авторов и их мнения.

Ответственный Коптев Николай Алексеевич, телефон 8 981 719-56-57

Положительные аспекты, уже присланные нам

  • Поправки к законопроекту, прошедшему первое чтение в Государственной Думе, направлены на упорядочение деятельности саморегулируемых организаций строительной сферы, приближение такой деятельности к достижению целей, ради которых созданы саморегулируемые организации. Эти цели провозглашены в статье 55.1 Градостроительного кодекса РФ - это предупреждение вреда, повышение качества работ и безопасности
  • Предлагается предоставить большие права СРО и Нацобъединениям СРО, но, вместе с тем, возложить на них и дополнительную ответственность;
  • Предоставляется возможность реорганизации СРО;
  • Законопроект предусматривает формирование второго компенсационного фонда (обеспечения договорных обязательств) лишь в случае принятия такого решения определенным количеством членов СРО;
  • Требования к стандартам и внутренним документам СРО (статья 55.5 ГрК излагается в новой редакции) расширены, что дает СРО больше возможностей для достижения основных целей СРО. Например, вводится требование о наличии у руководителя члена СРО профильного высшего образования;
  • Новая статья 55.5-1 вводит в закон понятие специалистов, осуществляющих организацию выполнения проектных и изыскательских работ, строительства, устанавливает требования к таким специалистам, чего ранее не было, и это тоже должно способствовать достижению саморегулируемыми организациями основной их цели;
  • Законопроект вводит понятие национального реестра специалистов, который будут вести Национальные объединения СРО и данные в который будут представлять СРО;
  • Статью 55.6 «Прием в члены саморегулируемой организации» предлагается изложить в иной редакции, значительно расширяющей права СРО. В действующем ГрК РФ вступающий в СРО хозяйствующий субъект должен был представить в СРО всего 4 документа, требовать у него другие документы запрещается. В новой редакции статьи ГрК РФ СРО вправе потребовать у желающего вступить в ее ряды хозяйствующего субъекта и другие документы, включая, например, акты проверок. Такие нормы направлены на очищение строительного рынка от недобросовестных фирм;
  • Законопроектом предлагается запретить хозяйствующим субъектам на основании выданных СРО допусков к видам работ. Однако, новая редакция статьи 55.8 ГрК  РФ полностью регламентирует реализацию права хозяйствующего субъекта – члена СРО выполнять работы. При этом член СРО обязан ежегодно доказывать то, что он соответствует требованиям к члену СРО. Такая норма также направлена на очищение рынка от фирм-однодневок и недобросовестных хозяйствующих субъектов;
  • Новая редакция статьи 55.13 значительно расширяет права СРО по контролю за деятельностью своих членов. Очень важным нововведением является предусмотренное частью 6 статьи 55.13 право СРО осуществлять общественный контроль в сфере закупок;
  • Новые редакции частей 1-3 статьи 55.14 предусматривают обязанность СРО (а не право, как есть в настоящее время) рассматривать жалобы и обращения на действия (бездействие) своих членов. В случае выявления в результате рассмотрения таких жалобы или обращения СРО применяет в отношении такого члена СРО меры дисциплинарного воздействия.
  • Значительные изменения претерпела статья 55.16 (она изложена в новой редакции). Вводится (не солидарная, а субсидиарная) ответственность СРО обеспечения договорных обязательств своих членов. Из средств компенсационного фонда производится уплата налога на прибыль организаций, исчисленного с дохода, полученного от размещения средств компенсационного фонда возмещения вреда в российских кредитных организациях, и (или) инвестирования средств компенсационного фонда возмещения вреда в иные финансовые активы. В настоящее время средства КФ на эти цели тратить нельзя. Частью 6 статьи 55.16 устанавливается более длительный срок (три месяца вместо двух) на восстановление компенсационного фонда в случае его снижения.
  • Устанавливаются дифференцированные уровни (размеры) взносов в компенсационные фонды;
  • Законопроектом вводится статья 55.16-1, часть 6 которой предусматривает, что на средства компенсационных фондов СРО не может быть обращено взыскание по обязательствам СРО за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 55.16 ГрК РФ, и такие средства не включаются в конкурсную массу при признании судом СРО несостоятельной (банкротом).
  • Нормы предлагаемой статьи предусматривают размещение средств компенсационного фонда на специальных банковских счетах, к числу которых относится и депозитный, в российской кредитной организации, соответствующей требованиям, установленным Правительством Российской Федерации. Это позволит снизить риски утрат средств компфондов в недобросовестных банках;
  • В законопроекте конкретизированы и уточнены права Национальных объединений саморегулируемых организаций. Статьей 60.1 вводится порядок выполнения СРО и Нацобъединениями СРО обязательств вследствие наступления субсидиарной ответственности. При этом вводятся ограничения  - не более одной четвертой доли средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств.