Конф.посохин 300x200Тема доклада: «Государственная политика в области проектирования и изысканий»


Уважаемые участники конференции, коллеги!

Впервые в подготовке Государственного совета Российской Федерации по строительной тематике принимает участие профессиональное сообщество строителей в лице национальных объединений саморегулируемых организаций. Это хорошая новость, которая опирается на фактическое состояние дел. За время, прошедшее с зарождения саморегулирования в строительстве, на базе наших национальных объединений произошла консолидация профессиональных сообществ, как сообщества профессиональных строителей, так и сообщества изыскателей. Архитекторов и проектировщиков.

Подводя первые итоги работы института саморегулирования в строительной сфере можно выделить следующие позитивные моменты:

– распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 № 2776-р утверждена Концепция совершенствования механизмов саморегулирования, которая определила основные направления нашего развития на ближайшие годы, тем самым подтвердив перспективность саморегулирования в строительной отрасли;

– создана система непосредственного участия строительного сообщества в совершенствовании законодательства о градостроительной деятельности и документов технического регулирования и профессионального обсуждения отраслевых проблем как на федеральном и региональных уровнях государственного управления, так и в общественных организациях. Авторитет профессионального сообщества постоянно растет. Его представители принимают участие в работе общественных и экспертных советов при органах государственной власти, приглашаются на совещания в Администрации Президента Российской Федерации, Правительстве Российской Федерации, палатах Федерального Собрания Российской Федерации, органах представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Только за период с 2010 по 2015 годы профессиональным сообществом выделено свыше 770 млн руб. на разработку документов технического регулирования и совершенствование отраслевого законодательства, при том что за 2010–2014 годы из федерального бюджета было выделено лишь 128 млн руб.;

– формируется система переподготовки и аттестации руководителей и работников предприятий строительной сферы;

– сформирован единый реестр изыскательских и проектных организаций, позволяющий потребителям услуг проверить их статус. В саморегулируемых организациях реализуется принцип информационной открытости о деятельности СРО и их членов;

– на площадках национальных объединений и СРО получила широкое распространение практика проведения конкурсов профессионального мастерства, творческих конкурсов архитекторов и проектировщиков. Например, в конкурсе, проведенном НОПРИЗ, на лучший инновационный проект в 2015 году приняло участие более 250-ти проектных организаций из всех федеральных округов, число заявок, допущенных к участию в 13-ти номинациях, — 174.

Институт саморегулирования в строительной сфере реально работает в экономике страны всего чуть более 5 лет и, как любая развивающаяся система, требует постоянного внимания и совершенствования.

Перехожу к основной теме доклада.

Формирование безопасной и комфортной среды жизнедеятельности, обеспеченной высокими стандартами проживания и развития производительных сил является конституционной обязанностью государства. Важнейшим звеном реализации этой обязанности следует признать архитектурно-строительное проектирование, опирающееся на материалы инженерных изысканий.

В настоящее время подготовку проектной документации и материалов инженерных изысканий осуществляют свыше 62 тысяч проектных и изыскательских организаций, которые, в соответствии с градостроительным законодательством, объединены в 231 саморегулируемую организацию. Территориальное распределение саморегулируемых организаций по федеральным округам приведено на слайде.

Фактически это творческая элита строительного сообщества. Ведь именно в процессе проектирования реализуются творческие замыслы архитекторов, соответствующие при этом требованиям безопасности, формирования комфортной среды жизнедеятельности. Одновременно закладывается экономика объектов капитального строительства на всех этапах их жизненного цикла.

Национальное объединение изыскателей и проектировщиков и Национальное объединение строителей по просьбе Минстроя России более года занимались анализом строительной отрасли в рамках подготовки предложений к Стратегии инновационного развития строительной отрасли на период до 2030 года.

Мы старались подойти к этой работе объективно, акцентировали внимание на основных по нашему мнению вопросах, а не на узких проблемах. Материалы, представленные национальными объединениями в рабочую группу по подготовке к заседанию Государственного совета Российской Федерации, в основном отражают результаты этого анализа.

Вот некоторые основные выводы, которые по нашему мнению должны найти свое отражение в материалах и проекте решения Государственного совета Российской Федерации.

Первое — несоответствие основных направлений государственной градостроительной политики запросам общества.

Главная проблема — нерациональность структуры землепользования в стране: доля земель, отведенных под застройку в населенных пунктах, составляет лишь 17,8 процента от общей площади поселений, а в развитых странах данное соотношение в разы больше. Отсюда — постоянный дефицит земель для строительства. Для частичного решения этой проблемы потребуется значительное увеличение земель застройки, прежде всего в составе жилых функциональных зон на 2,0–2,5 млн га.

Системная градостроительная политика должна являться основой адекватного формирования безопасной и комфортной среды жизнедеятельности, обеспеченной высокими стандартами проживания и развития производительных сил, что, к сожалению, у нас не соблюдается.

Второе — необходимость совершенствования регуляторной деятельности в сфере строительства.

Сегодня доля государственного финансирования в строительстве составляет 17–20 процентов однако государство продолжает осуществлять в полном объеме регулирование всех направлений строительной деятельности, включая вопросы технического регулирования, ценообразования, а также разрешительные и контрольно-надзорные функции. По нашему мнению, доля регуляторной деятельности государства в строительной сфере не должна превышать 20 процентов и в первую очередь направляться на формирование безопасной и комфортной среды жизнедеятельности.

Действующее законодательство не обеспечивают формирование единой межотраслевой комплексной системы технического регулирования. Сложившаяся система технического регулирования неповоротлива, имеет место чрезмерное государственное регулирование, проявляющееся в излишней детализации норм, требований и стандартов, что подчас является тормозом для внедрения инноваций в отрасль.

В 2015 году государство выделило значительные средства на техническое регулирование и развитие системы ценообразования, которые по нашему мнению не принесут существенного эффекта. Это связано с отсутствием системного подхода в определении целей и прогнозировании результатов работы при подготовке планов и их обсуждении с профессиональным сообществом, которое фактически не осуществлялось.

В развитых странах уже давно наблюдается отказ государства от монополии на регулирование строительства и передача данной функции профессиональному сообществу. Данный рецепт применим и в Российской Федерации. Совершенствование систем регулирования отрасли должно основываться на постепенной передаче отдельных регулирующих полномочий, исполняемых государством (техническое регулирование, ценообразование, допуск на рынок, аттестация кадров, строительный надзор, экспертиза и др.) в ведение профессионального сообщества.

Кроме того, обеспечение качества разрабатываемой проектной документации и соблюдение сроков ее подготовки возможно только при решении комплекса проблем по снятию противоречий в нормативно-правовой и нормативно-технической базах, имея ввиду в том числе необходимость:

– выработки единой государственной политики по вопросам технического регулирования, обеспечивающей взаимную согласованность нормативных документов в строительстве;

– постепенного отказа от предписывающего метода регулирования и нормирования.

Также должна совершенствоваться и сама система подготовки проектной документации, а именно: повышаться роль изыскателей, архитекторов и проектировщиков в процессе проработки принимаемых инвестиционных решений в основном до начала проектирования. В этой связи для экономически и социального значимых объектов необходимо скорейшее нормативное закрепление предпроектной стадии проектирования, в результате которой должен появиться облик объекта, предложения по его рациональному размещению и использованию и его экономическое обоснование. При этом следует учесть возможности использования технологий информационного моделирования, которые позволяют оценить варианты предлагаемых решений, существенно минимизировать затраты на проектирование и строительство.

Третье — необходимость перехода к интегральной оценке затрат в строительной сфере исходя из стоимости всего жизненного цикла объектов капитального строительства.

Сложившаяся в настоящее время система оценки эффективности результатов строительства, основанная на оценке каждого этапа жизненного цикла объекта капитального строительства в отдельности, не позволяет адекватно оценить совокупные затраты всех этапов. Сегодня по оценкам специалистов на строительство, включая изыскания и проектирование, расходуется около до 20 процентов, а на эксплуатацию объектов — все 80 процентов.

При этом объем затрат на проектно-изыскательские работы в инвестиционном цикле необоснованно занижен и составляет всего 3–7 процентов от стоимости строительства, что в два-три раза ниже, чем в мировой практике. Такое отношение к проектно-изыскательским работам приводит к неоправданному росту затрат на этапах строительства и эксплуатации, и стоимости всего жизненного цикла объекта в целом, что в современных условиях недопустимо.

В связи с этим, по нашему мнению, целесообразно принятие мер регулятивного и стимулирующего воздействия по последовательному сокращению сложившегося перекоса путем введения интегральной оценки эффективности затрат на создание и эксплуатацию объектов капитального строительства. Внедрение такого подхода очевидно приведет к незначительному увеличению затрат на проектно-изыскательские работы, снижению эксплуатационных расходов и общей суммы затрат на весь жизненный цикл объекта.

Четвертое — дефицит квалифицированных кадров.

Вопрос обеспечения строительной отрасли компетентными кадрами стоит очень остро. Сегодня практически каждая организация в отрасли в той или иной мере испытывает дефицит кадров, причем не только в отношении рабочих, но и в отношении инженерно-технических специалистов. Действующая в настоящее время в высшей школе болонская система подготовка специалистов не адаптирована к потребностям отрасли. В 2015 году утрачен источник пополнения инженеров и архитекторов, так как высшие учебные заведения прекратили присваивать данные квалификации, а система профессиональной аттестации специалистов и присвоения соответствующей квалификации отсутствует.

В настоящее время силами национальных объединений ведется активная работа по разработке профессиональных стандартов, созданию системы и центров аттестации. Предполагается, что результаты этой деятельности позволят осуществлять профессиональную аттестацию специалистов, присваивать им соответствующую квалификацию и фактически допускать их на рынок. Однако нормативное закрепление за национальными объединениями таких полномочий в настоящее время отсутствует.

Вывод

Подводя итоги, исходя из темы заседания Государственного Совета Российской Федерации, по нашему мнению, можно выделитьглавные направления развития строительной отрасли:

– разработка новой градостроительной политики, обеспечивающей формирование безопасной и комфортной среды жизнедеятельности, обеспеченной высокими стандартами проживания и развития производительных сил,

– реформа системы управления строительной отраслью;

– трансформация системы допуска специалистов на рынок труда.

За государством должны сохраниться стратегические вопросы обеспечения национальной безопасности в строительстве и частично надзорные функции. При этом необходимо постепенное привлечение профессионального сообщества к участию в регулировании, совершенствовании нормативной базы, систем надзора, контроля и оценки соответствия, основываясь и реализуя тем самым принципы самофинансирования, самоокупаемости, самоуправления, саморазвития и саморегулирования.

Профессиональное сообщество готово принять в решении этих задач самое непосредственное участие.

Благодарю за внимание.


По материалам НОПРИЗ