Экспресс-комментарий эксперта Общественного совета Петра Котенкова: Законопроект РТН ничего хорошего для СРО не несёт

10 27 kotenkovРостехнадзор опубликовал законопроект, в котором предлагает расширить основания для исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра СРО. С экспресс-комментарием этой законодательной инициативы выступил член Общественного совета по развитию саморегулирования Пётр Котенков:

Орган государственного надзора предлагает изложить в новой редакции часть 7 статьи 55.19 Градостроительного кодекса РФ, дополнив ее новыми основаниями для исключения сведений о СРО из государственного реестра.

В частности, надзорный орган может принять решение об исключении СРО из госреестра

  • в случае совершения повторного в течение года нарушения (любого, пусть даже самого незначительного, не причинившего никому никакого вреда или уже исправленного) требований статьи 55.8 Градостроительного кодекса;
  • в случае неспособности СРО исполнить предписание Ростехнадзора;
  • в случае неоднократного в течение года привлечения СРО к ответственности, предусмотренной КоАП (а это может быть просто предупреждение);
  • а также в иных предусмотренных законами случаях орган надзора сможет через суд исключать сведения о саморегулируемой организации из госреестра.


В 2015 году Ростехнадзор проверил множество саморегулируемых организаций и в деятельности почти каждой нашел те или иные нарушения (а в некоторых СРО и не по одному). Если разделить все выявленные надзорным органом с начала года нарушения на количество СРО изыскателей, проектировщиков и строителей, то получится примерно по 11 нарушений на каждую саморегулируемую организацию.

Получается, что всех надо исключать из государственного реестра?

Предлагаемые Ростехнадзором меры юридической ответственности СРО явно несоразмерны выявляемым нарушениям. Во-первых, эти нарушения никому не причиняют вреда. Во-вторых, они, как правило, достаточно легко могут быть устранены.

Поправки избыточно расширяют полномочия Ростехнадзора, открывают возможность органу надзора действовать в отношении СРО по собственному усмотрению. От таких дополнений в законодательство пострадают не только СРО, но и члены партнерств – в случае исключения СРО из госреестра они не смогут продолжать вести бизнес, а вынуждены будут искать новую СРО. При вступлении в нее строителям снова придется выплачивать вступительный взнос и вносить компенсационный фонд. А помимо этого еще и решать проблемы с заказчиками по договорам подряда, поскольку на вступление в новую СРО и получение допуска к работам потребуется время, в течение которого работы на объектах будут приостановлены.

В сегодняшних условиях следует, прежде всего, предупреждать нарушения закона, помогать саморегулируемым организациям и не принимать мер, которые повлекут неблагоприятные последствия для членов таких саморегулируемых организаций и смогут нанести непоправимый вред строительной отрасли.

Общественный совет по развитию саморегулирования

См. также:
Заключение эксперта Общественного совета Петра Котенкова на законодательную инициативу Ростехнадзора
Сравнительная таблица предложений Ростехнадзора с комментариями и пояснениями