Экспертное заключение члена Общественного совета Алексея Старицына: Авторы поправок в проект ФЗ №714996-6 изменили и сам закон, и его концепцию

В Общественный совет по развитию саморегулирования продолжают поступать экспертные оценки поправок в проект ФЗ №714996-6, представленных 19 октября Минстроем России на стадии второго чтения законопроекта в Госдуме. Член Общественного совета Алексей Старицын провел юридический анализ новаций, которыми профильное министерство предлагает увязать сроки начала действия свидетельств о допуске СРО с внесением записей в единые реестры членов СРО.

Представляем вниманию профессионального сообщества текст заключения Алексея Старицына на проект поправок Минстроя России.

10 22 старицынЗаключение
на проект поправок в проект федерального закона №714996-6 «О внесении изменений в статьи 55.10 и 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации»

Поправками предлагается внести изменения в законопроект №714996-6 «О внесении изменений в статьи 55.10 и 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации», внесенный правительством России, принятый Госдумой в первом чтении 18 марта 2015 года. В том числе, предлагается изложить часть 18 статьи 55.8 Градостроительного кодекса (ГрК РФ) в следующей редакции:

18. Сроки начала и прекращения действия свидетельства о допуске члена саморегулируемой организации к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, определяются со дня внесения саморегулируемой организацией в единый реестр членов саморегулируемых организаций соответственно сведений о выдаче свидетельства о допуске члена саморегулируемой организации к указанным работам и сведений о прекращении действия свидетельства о допуске члена саморегулируемой организации к указанным работам, за исключением случаев, предусмотренных частями 19 и 21 настоящей статьи.

Каких-либо обоснований необходимости изменения редакции части 18 статьи 55.8 ГрК РФ автор поправок не привел.

Между тем, такие изменения редакции части 18 статьи 55.8 ГрК РФ не могут быть приняты по следующим основаниям.

Действительно, согласно пункту 8 части 8 статьи 55.20 ГрК РФ ведение единого реестра членов саморегулируемых организаций, форма которого утверждается органом надзора за саморегулируемыми организациями по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, отнесено к одной из функций Национального объединения саморегулируемых организаций.

В то же время, следует иметь ввиду, что в силу норм части 6 статьи 55.6 ГрК РФ лицу, принятому в члены саморегулируемой организации, выдается такой саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в срок не позднее чем в течение трех рабочих дней после дня принятия соответствующего решения, уплаты вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации.

В соответствии с частью 9 статьи 55.6 ГрК РФ саморегулируемая организация в отношении каждого лица, принятого в члены саморегулируемой организации, ведет дело члена саморегулируемой организации.

Наряду с нормами ГрК РФ деятельность саморегулируемой организации регулируется и другими федеральными законами, в частности нормами Федерального закона от 01.12.2007 №315-ФЗ (ред. от 24.11.2014 №359-ФЗ) «О саморегулируемых организациях».

Согласно нормам статьи 55.9 ГрК РФ саморегулируемая организация в целях обеспечения доступа к информации о своей деятельности и деятельности своих членов наряду с информацией, предусмотренной Федеральным законом «О саморегулируемых организациях», обязана размещать на своем сайте в сети Интернет определенную информацию.

То есть, ГрК РФ в данном случае прямо отсылает к Федеральному закону от 01.12.2007 №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» как нормативному правовому акту, также регулирующему деятельность саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, осуществляющих архитектурно-строительное проектирование и строительство.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 6 Федерального закона от 01.12.2007 №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» саморегулируемая организация ведет реестр членов саморегулируемой организации в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.

В силу норм части 1 пункта 1 части 2 статьи 7 Федерального закона от 01.12.2007 №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» саморегулируемая организация для обеспечения доступа к информации в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона обязана создать и вести в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сайт, в электронный адрес которого включено доменное имя, права на которое принадлежат этой саморегулируемой организации (далее – официальный сайт) и обязана размещать на официальном сайте сведения, содержащиеся в реестре членов саморегулируемой организации, в том числе сведения о лицах, прекративших свое членство в саморегулируемой организации, в соответствии с требованиями, установленными статьей 7.1 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 6 статьи 71 Федерального закона от 01.12.2007 №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» саморегулируемая организация ведет реестр членов саморегулируемой организации со дня внесения сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.

Из части 1 статьи 55.17 ГрК РФ следует, что саморегулируемая организация обязана вести реестр членов саморегулируемой организации.

Таким образом, Национальное объединение саморегулируемых организаций лишь дублирует сведения из реестра членов саморегулируемой организации в свой единый реестр членов саморегулируемых организаций, поскольку никакие документы непосредственно в Национальное объединение саморегулируемых организаций лица, желающие стать членами саморегулируемых организаций либо изменить или дополнить виды работ, не представляют.

Законом предусмотрена в определенных случаях ответственность саморегулируемой организации перед третьими лицами, предусмотрено осуществление контроля со стороны саморегулируемой организации за своими членами, чего законодатель не предусмотрел в отношении Национальных объединений саморегулируемых организаций.

Предлагаемая поправками к проекту федерального закона №714996-6 редакция части 18 статьи 55.8 ГрК РФ, изложенная в тексте поправок, о том, что сроки начала и прекращения действия свидетельства о допуске члена саморегулируемой организации к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, определяются со дня внесения саморегулируемой организацией в единый реестр членов саморегулируемых организаций соответственно сведений о выдаче свидетельства о допуске члена саморегулируемой организации к указанным работам и сведений о прекращении действий свидетельства о допуске члена саморегулируемой организации к указанным работам, за исключением случаев, предусмотренных частями 19 и 21 настоящей статьи, не может быть принята по следующим основаниям.

Саморегулируемая организация не может вносить сведения в единый реестр членов саморегулируемых организаций, как предлагается в тексте поправки, законом это отнесено к функции Национального объединения саморегулируемых организаций.

Многие действующие члены саморегулируемых организаций, желающие получить право на выполнение дополнительных к имеющимся видам работ, чтобы участвовать в аукционах, конкурсах на право получения строительных заказов, не смогут в максимально короткие сроки, как указано в действующем законодательстве, получать свидетельства о допуске к видам работ.

Кроме того, принципы гражданского законодательства предполагают презумпцию добросовестности участников гражданских правоотношений, в которых также участвуют саморегулируемые организации и ее члены или лица, желающие стать членами той или иной саморегулируемой организации.

Саморегулируемая организация, выдавая лицу свидетельство о допуске к виду или видам работ, предварительно проверяет его соответствие установленным требованиям.

Национальное объединение такого права не имеет.

Ни в действующем законодательстве, ни в прошедшем первое чтение в Госдуме законопроекте №714996-6, ни в поправках к данному законопроекту не определена ответственность Национального объединения саморегулируемых организаций, в том числе в связи с изменением редакции части 18 статьи 55.8 ГрК РФ.

Кроме того, поправки к законопроекту №714996-6, законопроект №714996-6 содержат и ряд других существенных пробелов.

Так, в поправках и законопроекте не определены порядок работы (взаимодействия) саморегулируемых организаций, хозяйствующих субъектов и потребителей продукции членов саморегулируемых организаций c Национальными объединениями саморегулируемых организаций в части, касающейся ведения единого реестра членов саморегулируемых организаций, получения из такого реестра заинтересованными лицами достоверных сведений в максимально короткие сроки.

Согласно нормам части 4 статьи 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Наличие у хозяйствующего субъекта – члена саморегулируемой организации – актуальной и надлежаще оформленной выписки из реестра членов саморегулируемой организации является подтверждением того, что такой хозяйствующий субъект имеет право выполнять соответствующие работы на день получения выписки, имеет право участвовать в аукционах на право получения такой работы. Выписка может быть использована хозяйствующим субъектом при осуществлении им своих прав и в соответствии со своими законными интересами и в других целях. Из-за отсутствия актуальной выписки из реестра саморегулируемых организаций хозяйствующий субъект может быть не допущен к участию в аукционе (конкурсе).

Организатор аукциона (конкурса) на выполнение соответствующих работ может требовать такие выписки у участника аукциона (конкурса), так как должен знать, имеет ли такой участник право на выполнение соответствующих работ.

Законопроект №714996-6 и поправки к нему не предполагают внесение изменений в часть 4 статьи 55.17 ГрК РФ.

Поскольку «сроки начала и прекращения действия свидетельства о допуске члена саморегулируемой организации к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, определяются со дня внесения саморегулируемой организацией в единый реестр членов саморегулируемых организаций соответственно сведений о выдаче свидетельства о допуске члена саморегулируемой организации к указанным работам и сведений о прекращении действия свидетельства о допуске члена саморегулируемой организации к указанным работам…» устанавливают иной порядок вступления в силу свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, выданного саморегулируемой организацией члену такой саморегулируемой организации, нежели действующий ГрК РФ, исполнение требований части 4 статьи 55.17 ГрК РФ становится невозможным.

Саморегулируемая организация может выдать в установленный законом срок вступившему в нее хозяйствующему субъекту и по его просьбе выписку из реестра членов саморегулируемых организаций, однако никакой силы для хозяйствующего субъекта либо организатора аукциона (конкурса) она иметь не будет.

Получение хозяйствующими субъектами выписки из единого реестра саморегулируемых организаций законом не предусмотрено.

Таким образом, в случае принятия новой редакции части 18 статьи 55.17 ГрК РФ пострадают хозяйствующие субъекты.

Не установлены сроки рассмотрения Национальными объединениями саморегулируемых организаций документов и сведений, поступивших из саморегулируемых организаций для их внесения в единый реестр.

Не определена ответственность Национальных объединений саморегулируемых организаций, в том числе административная ответственность, аналогичная ответственности саморегулируемых организаций, предусмотренная статьей 14.52 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), за неразмещение Национальным объединением саморегулируемых организаций документов и информации на официальном сайте Национального объединения саморегулируемых организаций в сети Интернет, за нарушение сроков рассмотрения документов, поступивших из саморегулируемых организаций для внесения сведений из них в единый реестр членов саморегулируемых организаций и внесения таких сведений в единый реестр членов саморегулируемых организаций, полноту информации, внесенной в единый реестр членов саморегулируемых организаций.

Не предложено внести соответствующие изменения в КоАП РФ.

Не сформулированы основания (условия) для включения сведений в единый реестр членов саморегулируемых организаций, а также основания отказа во включении таких сведений в единый реестр членов саморегулируемых организаций и порядок совершения этого.

Не закреплено право заинтересованных лиц обжаловать действия либо бездействие Национальных объединений саморегулируемых организаций в связи с наделением их дополнительными полномочиями, не определен порядок такого обжалования.

Ни в законопроекте, ни в поправках к нему не определен орган управления Национального объединения саморегулируемых организаций, к компетенции которого относится принятие решения о внесении сведений в единый реестр саморегулируемых организаций либо об отказе во внесении в единый реестр членов саморегулируемых организаций таких сведений, а также порядок принятия им таких решений.

Не установлена обязанность Национального объединения саморегулируемых организаций по созданию и ведению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сайта, в электронный адрес которого включено доменное имя, права на которое принадлежат этому Национальному объединению саморегулируемых организаций (официальный сайт), а также требования к содержанию такого официального сайта. Не установлено, какую информацию Национальное объединение саморегулируемых организаций обязано размещать на таком официальном сайте (аналогично с требованиями к саморегулируемым организациям, установленными статьей 7 Федерального закона от 01.12.2007 №315-ФЗ (ред. от 24.11.2014) «О саморегулируемых организациях»).

В законопроекте №714996-6 и предлагаемых поправках к нему не дано определение единого реестра членов саморегулируемых организаций.

Не установлены правила и порядок разрешения ситуаций в случае обнаружения в едином реестре членов саморегулируемых организаций, которые ведет Национальное объединение саморегулируемых организаций, отсутствия соответствующей записи в отношении конкретного члена (членов) саморегулируемой организации, в то время как в реестре членов саморегулируемых организаций, который ведет саморегулируемая организация, такая запись есть, либо такие записи содержат разные сведения.

Не определен порядок защиты информации, размещаемой Национальным объединением саморегулируемых организаций в едином реестре членов саморегулируемых организаций, порядок принятия и оформления решений Национального объединения саморегулируемых организаций о внесении сведений в единый реестр членов саморегулируемых организаций и исключения таких сведений из него.

В соответствии с частью 6 статьи 55.6 ГрК РФ лицу, принятому в члены саморегулируемой организации, выдается свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в срок не позднее чем в течение трех дней после дня принятия соответствующего решения, уплаты вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации.

Согласно части 2 статьи 7.1 Федерального закона от 01.12.2007 №315-ФЗ (ред. от 24.11.2014) «О саморегулируемых организациях») лицо приобретает все права члена саморегулируемой организации с даты внесения сведений о нем, предусмотренных настоящей статьей, в реестр членов саморегулируемых организаций, в том числе приобретает и право на осуществление предпринимательской деятельности на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к виду или видам работ, а не с даты внесения сведений о нем в единый реестр саморегулируемых организаций, который ведет Национальное объединение саморегулируемых организаций.

Предлагаемые авторами законопроекта №714996-6 и поправок к нему изменения в ГрК РФ не согласуются и с другими нормами ГрК РФ, других нормативных правовых актов, приведут к неоднозначному их толкованию.

Кроме того, ни в законопроекте №714996-6, ни в поправках к нему не предлагается установить требования к порядку ведения Национальным объединением саморегулируемых организаций своего официального сайта, а также требования к технологическим, программным, лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами таких Национальных объединений саморегулируемых организаций, как это, например, установлено приказом Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) от 31 декабря 2013 года №803 в отношении саморегулируемых организаций.

При таких обстоятельствах предложенные поправками в часть 18 статьи 55.8 ГрК РФ исчисление сроков начала и прекращения действия свидетельства о допуске члена саморегулируемой организации к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, со дня внесения саморегулируемой организации в единый реестр членов саморегулируемых организаций соответственно сведений о выдаче свидетельства о допуске члена саморегулируемой организации к указанным работам и сведений о прекращении действия свидетельства о допуске члена саморегулируемой организации к указанным работам противоречит действующему законодательству и не будет способствовать предупреждению вреда, повышению качества работ, а также развитию строительного бизнеса и укреплению саморегулирования.

Подготовленным правительством РФ законопроектом №714996-6 предлагается внести изменения лишь в статьи 55.10 и 55.16 Градостроительного кодекса РФ.

Внесение изменений в статью 55.8 ГрК РФ законопроектом не предусмотрено.

Согласно пояснительной записке к законопроекту документ подготовлен не в целях изменения правил начала и прекращения действия свидетельства о допуске члена саморегулируемой организации к видам работ, а в иных целях.

Законопроект прошел первое чтение в Государственной думе.

Автор поправок ко второму чтению предлагает его изменить и изменить его концепцию.


См. также:
Экспресс-комментарий №1. Ответственный секретарь Общественного совета Сергей Афанасьев: Приходит конец малым СРО
Экспресс-комментарий №2. Член Общественного совета Александр Евдокимов: Поправки Минстроя обяжут СРО отвечать за работу своего члена, но не дадут права проверить эту работу
Экспресс-комментарий №3. Степан Иванов: Свободный выбор СРО и их членами учебных заведений по повышению квалификации завершается
Экспресс-комментарий №4. Член Общественного совета, председатель профсоюза строителей: У строителей отберут навсегда еще как минимум 100 млрд рублей
Экспресс-комментарий №5. Член Общественного совета Алексей Старицын: Согласно поправкам Минстроя, СРО будет обязана исправлять то, что не достроили ее члены
Экспресс-комментарий №6. Член Общественного совета Владимир Юсупджанов: Поправки Минстроя откроют широкое поле для коррупции в нацобъединениях и вокруг них
Экспресс-комментарий №7. Даниил Панков: Поправки в закон от Минстроя – СРО исключить из реестра, директоров выгнать, компфонд сразу же забрать, а строителям дать доработатьЭкспресс-комментарий №8. Ответственный секретарь Общественного совета Сергей Афанасьев: Поправки Минстроя выпишут компфондам СРО билет в один конецЗаключение на поправки в проект Федерального закона №714996-6 «О внесении изменений в статьи 55.10 и 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации»

Материалы по теме:
Борис Ройтблат: Поправки Минстроя дискриминируют СРО и принесут выгоду недобросовестным исполнителям контрактов
СРО «РЕПРА»: Предлагаемые поправки в Градкодекс приведут к катастрофическим последствиям для членов партнерств
Виктор Терентьев: Поправки Минстроя – реквием системе саморегулирования