58Новый закон: Теперь СРО будут непосредственно влиять на качество строительства

На пленарном заседании VII Всероссийской научно-практической конференции «Саморегулирование в строительном комплексе: повседневная практика и законодательство» исполнительный директор Общественного Совета Сергей Афанасьев представил расширение контроля СРО за деятельностью своих членов в цифровом эквиваленте.

Докладчик отметил, что в рамках предшествующей версии закона по статье 55.6 СРО разрешали лишь раз в год считать трудовые книжки и отличать устав от другого документа, что к строительству имело весьма посредственное отношение.

«Но сегодня наконец-то наша деятельность напрямую привязана к результату труда строителя - появились новые требования контроля, под которые будет подстраиваться и сам строитель», - отметил Сергей Афанасьев.

Так какой же участок контроля законодатель предоставляет СРО по 372-ФЗ?

По словам исполнительного директора ОС, кажется, что СРО доверили слишком много, особенно в части обеспечения выполнения договорных обязательств. Однако внимательно прочитав закон, становится понятно, что контролировать СРО придется совсем немного.

 За год в строительной сфере заключается огромное количество госконтрактов на сумму 6 триллионов рублей. Однако СРО вменили контроль лишь по 44-ФЗ, да и то только тех контрактов, которые заключены с использованием конкурентных способов заключения договоров.

«Оказывается, что из 6 трлн 2/3 денег уходит на 223-ФЗ, в рамках которого проходят конкурсы в основном по «неконкурентным» технологиям, согласно отчета Минэкономразвития за 2015 год. То есть нам по 44-ФЗ остаются госконтракты на 2 трлн рублей.  По 44-ФЗ убираем еще 30% контрактов, заключаемых не на конкурентной основе.

Не такое уж большое поле деятельности, с которым, я уверен, саморегулирование вполне справится. Уверен, что это только начало, и СРО доверят больше».

Оценив подконтрольные СРО госконтракты в рублях, докладчик перешел к тому, кого именно будут контролировать саморегулируемые организации.

«Оказывается, нарушителей не так много. По итогам 2015 года только 11 000 госконтрактов признаны неэффективными - это 3,7%. Значит в 96% случаев заказчик был удовлетворен деятельностью исполнителя контракта. Если же эти 3,7% разделить пополам, посчитав, как предположение, что примерно половина случаев неисполнения контракта происходит по вине заказчика или иным причинам, то только 1,8% госконтрактов не были выполнены по вине исполнителя».

Таким образом, посредством 372-ФЗ на плечи СРО законодатель возлагает вполне подъемную нагрузку. Усиление контроля за деятельностью членов СРО в части выполнения договорных обязательств по госконтрактам, заключенным на конкурентной основе, лишь сблизит СРО со строителями, позволив саморегуляторам по-настоящему заняться контролем строительных работ.

Кстати, некоторые региональные СРО уже сегодня приступили к разработке методики контроля и даже провели тестовые проверки, о чем рассказали на рабочем совещании в рамках IV Всероссийского Совещания по развитию жилищного строительства.